Информация » Ценностная структура в развитии человека » Ценностная структура в развитии человека

Ценностная структура в развитии человека
Страница 5

Производство духовных ценностей осуществляется как отдельными людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем обществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и системы знаний, художественные и иные образы, цели, отношение человека к окружающему миру.

Особое место в системе духовных ценностей играет идеал. По определению В. И. Даля, идеал — это "мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта". Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стремление человека к изменению мира своего бытия. По словам И. Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Л. Н. Толстой подчеркивал, что идеал — это " . путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни". Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как личность, существо творческое и всегда "незавершенное", ищущее и деятельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой творческой энергии.

Следует, однако, иметь в виду, что идеалы отличаются друг от друга — и не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свидетельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чистоте его намерений. (Из истории известно, например, что заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу "трудиться для человечества", а став со временем глубоким социальным мыслителем, он избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего "реального гуманизма"). Но существуют и ложные идеалы ("псевдоидеалы"), которые свидетельствуют о деформациях духовного мира и даже антигуманных ориентациях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев, — Чичикова из "Мертвых душ" Н.В. Гоголя, инженера Гарина из романа А. Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".

Истинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Напротив, ложный идеал ведет к духовной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Проблема идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема социально-исторического и культурного самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал выступает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения человеком самого себя, как средство для придания своему существованию в окружающем мире полноты и осмысленности, а значит — и счастья.

В философской психологии затрагивается также и вопрос о духовности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской философской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особое отношение существовало к святым — носителям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам — людям, совершавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух — это свет и культура, а бездуховность — это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе
При внутренней конформности индивид сохраняет принятое групповое мнение и тогда, когда давление прекратилось. Исследования В. Н. Куликова (1978) показали, что эффект внушения, направленного на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность.[5] Объясняется это тем, что при внушении в коллективе н ...

Механизмы бегства
Одной из наиболее значительных книг Э. Фромма была «Бегство от свободы», в которой он отвечает на вопросы, поставленные З. Фрейдом, А. Адлером и другими «отцами» психоанализа: как люди преодолевают чувство одиночества, комплекс неполноценности и отчужденности. Стратегии, используемые людьми, чтобы подавить собственную индивидуальность ч ...

Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Ассингера, с помощью которой мы определили уровень и направленность агрессии. С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в диаграмме ниже: Также полученные данные были проанализированы по контрольным группам, составлена следующая табл ...