Факторы, влияющие на возникновение депрессивных состоянийСтраница 1
Перечислим основные психогенные травматизирующие факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний.
1. Ситуации кратковременные, но резко затрагивающие личность в силу индивидуальной значимости травмирующих воздействий:
а) ситуация утраты - это ссора с близким лицом, нарушающая ценные дружественные отношения, внезапное разочарование в уважаемом и дорогом человеке, потеря близкого человека в связи с разлукой или его смертью, неожиданный имущественный крах;
б) ситуация внезапно нарушающие основные направленности личности: нарушение планов, намерений, надежд, крах карьеры, остро возникший кризис мировоззрения, внезапная утрата средств достижения заветной цели (например, голос у певца), внезапно вскрывшиеся серьезные ошибки своего жизненного пути, приведшие к раскаянию, резкая перемена образа жизни (перемена профессии, ситуация бойкота, ареста);
в) внезапно травмирующие воздействия, которые затрагивают особо ранимые стороны личности.
Личность может выбрать следующие возможные интерпретации:
1) констатация у себя каких-либо физических дефектов, оцениваемых как уродство, понижающее человека в глазах окружающих и поэтому тщательно скрываемых;
2) констатация у себя какого-либо недостатка в характере, составляющего постоянный источник недовольства собой (повышенная застенчивость, робость, неуклюжесть, приводящая к постоянное опасению стать смешным в глазах окружающих, неуверенность в возможности публичных выступлений и т.п.);
3) наличие готовности к повышенному реагированию на определенную конкретную ситуацию в силу того, что когда-то в прошлом аналогичная ситуация была очень тяжело пережита (боязнь купания после пережитой опасности утопления, боязнь любой поездки после пережитого крушения, реактивное снижение трудоспособности после служебной неприятности, навязчивый страх заболеть какой-либо болезнью, после того, как больной сильно взволновался, узнав о тяжелом заболевании знакомого, возникновение внутренней тревоги по поводу того, что окружающие «открыли» тщательно скрываемую тайну).
2. Ситуации сильных продолжительно существующих травмирующих воздействий:
а) конфликты общественных отношений могут проявляться как противоречия общественного и личного интереса, отсюда столкновение личности с обществом в целом, с производственным коллективом, столкновение интересов сослуживцев по типу конфликтов субординации, конкуренции, конфликт отношений к собственности;
б) конфликты се6мейных отношений чаще всего характеризуются столкновением различных установок, интересов членов семьи, вынужденных быть в постоянном соприкосновении (противоречия старшего и младшего поколений, интересов свекрови и невестки, тещи и молодых супругов, ссоры братьев, сестер, конфликтные взаимоотношения с соседями);
в) конфликты сексуальных взаимоотношений. При наличии взаимного чувства, тем не менее, может иметь место резкое различие в структуре чувства любви в силу наличия у супругов разного удельного веса личностного (определяющего отношение человека к любимому как к человеку с его личностными особенностями) и чувственного (отношение к любимому как к объекту страсти) компонентов любви, что обусловливает постоянное переживание несоответствия друг друга, все более и более накапливающегося разочарования. Очень конфликтны переживания утраты доверия к любимому человеку последующими оттенками ревности. В сексуальной области часто встречается возникновение противоречия между моральными установками и низкими влечениями, причем обычно имеет место подчинение соблазну с последующими попытками упорядочить сложные взаимоотношения. Своеобразные трудности переживаются личностью при мотивированном подавлении чувства любви в силу социальных и моральных требований. Наконец, следует указать на сложные переживания, связанные с неразделенной любовью.
Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий
уровень речевого развития)
На основании протоколов обследования (Приложение 3) в таблице 9 представлены результаты обследования уровня сформированности цветового восприятия детей экспериментальной группы с помощью методики «Закрась рисунок».
Таблица 9. Результаты обследования цветового восприятия детей экспериментальной группы
Имя ребенка
Время, затраченн ...
Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
Социальные нормы– это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн [10, С. 31], объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Ролевые теории – одно из ...
Сопоставительный анализ полученных результатов.
При сопоставлении полученных показателей мы получили следующую картину соотнесения статуса объекта и уровня его самооценки (рис. 7).
Рис. 7. Общегрупповое сопоставление показателей статуса и самооценки.
Для получения более детальной количественной характеристики скоррелируем между собой полученные показатели.
При этом мы используем ...