Информация » Проблемы нормы и патологии в психологии » Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Психический дизонтогенез как «болезни развития»
Страница 5

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ее регресс — возврат на более ранний возрастной уровень (как временный, функциональный, так и стойкий, связанный с повреждением функции). При более грубом патогенном воздействии (шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса и др.) регрессу подвергаются и функции, уже достаточно прочно закрепленные.

Явления регресса следует дифференцировать от явлений распада, при которых происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение.

Все закономерности, связанные с возрастным параметром, определяют неравномерность отставания в развитии: при общем повреждении нервной системы прежде всего страдают функции, находящиеся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. По-этому профиль психического развития аномального ребенка обычно состоит из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения, часто наблюдается их сочетание. В случаях, когда основа болезненного процесса неизвестна (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а основной дефект. Он определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при заболевании.

Механизмы возникновения вторичных нарушений различны. Специфическое вторичное недоразвитие возникает у функций, непосредственно связанных с поврежденной. Вторичное недоразвитие характерно и для функций, находящихся в сензитивном периоде в момент патогенного воздействия. В результате разные причины могут в определенной мере приводить к схожим последствиям.

Специфичность недоразвития уменьшается по мере . удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межфункциональных взаимодействий, тем больше факторов может привести к схожему конечному результату вторичных нарушений. Например, явления задержки психического развития могут наблюдаться при патологии разных систем: нарушениях слуха, зрения, речи и т.д. Такие варианты вторичных нарушений характеризуются как неспецифические.

Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений развития является фактор социальной депривации. Необходимость более ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.

В процессе развития изменяется иерархия между биологическими и социально обусловленными нарушениями. На первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию служит первичный дефект, но затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе (третичные нарушения), нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению. Распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, они препятствуют адекватной социальной адаптации.

Четвертый параметр дизонтогенеза — нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Новые функции и их качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи.

Явления временной независимости функции характерны для ранних периодов развития; например, до двух лет линии развития мышления и речи идут раздельно, позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. Но это состояние относительно: независимая функция (речь—мышление) временно вступает в разносторонние связи с другими функциями, которые в дальнейшем будут играть для нее роль фона. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи гораздо более значима, чем в речи взрослого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


«Оговорка»
Прием «оговорка» используется в том случае, если вы твердо знаете, что из двух возможных ответов верный - лишь один. Какой именно - вы не имеете понятия. Тогда вы говорите либо наиболее вероятный, с вашей точки зрения, вариант, либо, если вероятности для вас равны, - первый попавшийся. Экзаменатор с явным удивлением переспрашивает вас ...

«Сами спрашиваем - сами отвечаем»
Этот прием предполагает постановку в начале ответа нескольких риторических вопросов по всем проблемам, которые будут рассматриваться в вашем ответе (один из переводов термина «риторический вопрос» - утверждение в форме вопроса). Практически это выглядит так: вы говорите номер и название билета и одну-две фразы, подчеркивающие важность, ...

Норма и патология
Роджерс сформулировал определенные общие принципы, в соответствии с которыми можно охарактеризовать человека как психически здорового. Главным критерием психического здоровья Роджерс считал полноценное функционирование . Это термин для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся ...