Общая характеристика работыСтраница 2
Методологическое значение классических теорий, концепций, подходов, и современных исследований заключается в том, что они позволяют выявить скрытое от психолого-педагогического опыта противоречие
между одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна.
Одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности. Известно, однако, что одиночество – это и феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности. Учитывая то, что юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития личности в целом, является сензитивным в плане социализации, проблема одиночества молодого человека требует особого внимания.
Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с настоящим, показывает, что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи с личностными факторами и оказания психолого-педагогической помощи в развитии личности учащегося через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не были предметом специального исследования.
Необходимость восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия в практике, определяют проблему
настоящего исследования.
В теоретическом плане
это проблема создания модели психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества. В практическом плане
– проблема создания условий для развития личности старшеклассника через актуализацию позитивного потенциала одиночества.
Объект
исследования
– характеристики феномена одиночества, позволяющие рассматривать его как ресурс развития личности в юношеском возрасте.
Предмет
исследования –
влияние одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте.
Цель
исследования
– теоретическое обоснование ориентиров и направлений работы практического психолога образования, позволяющих преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования:
Если сущность и психологическая структура феномена одиночества раскрывается через амбивалентный характер одиночества, то преодоление негативного влияния одиночества на личность возможно, когда будет использоваться позитивный потенциал одиночества в целях развития личности в юношеском возрасте, что реально возможно осуществить путем реализации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся старших классов, включающей в себя:
- создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности);
- моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий личности старшеклассника, совершения личностного выбора;
- использование таких форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) работы, в которых было бы возможно движение от субъективного отрицательного одиночества, являющегося результатом личностного выбора (интернального отрицательного) к субъективному положительному, являющемуся результатом личностного выбора (интернальному положительному).
Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
В социальной сфере тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально - психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты.
К социальным факторам относятся: отношения с товарищами, успешность деятельности человека, положение в обществе, самооценка ...
Содержание методики констатирующего эксперимента
1. Методика «Закрась рисунок». [24]
Цель: Определение способности цветового восприятия.
Материал: 3 картинки с изображением цветных рисунков и 3 картинки с изображением тех же рисунков, но в черно-белом варианте.
Процедура проведения: Ребенку дают аналогичные рисунки с цветным изображением и с черно-белым изображением и цветные каран ...
Причины вступления в интимную связь
В результате исследования были выявлены следующие неправильные мотивы вступления в интимную связь, наиболее типичные для подростков:
· сексуальная связь воспринимается как способ познания чего-то нового, удовлетворения любознательности;
· близость может выступать как средство личного самоутверждения, когда хочется проверить и доказать ...