Общая характеристика работы
Страница 6

2. Положение о необходимости личностного развития старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не может быть основано только на утверждении, что одиночество – амбивалентный феномен, оказывающий неоднозначное влияние на личность. Требуется создание модели психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника, которая базируется на идеях о том, что на переживание одиночества оказывают влияние: проблемы в отношениях с группой сверстников, некоторые особенности самоотношения (неуверенность, неудовлетворенность собой и др.), самовосприятия (сомнения в ценности своей личности и др.) и поведения (склонности к оппозиционному поведению, уступчивости, подчинению) личности. Специфика модели заключается в том, что ее реализация способствует актуализации позитивного потенциала одиночества (осознанию одиночества, формированию положительного самоотношения и самовосприятия, формированию активной позиции по отношению к одиночеству, повышению коммуникативной компетентности и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями, нахождению мотивов выбора одиночества).

3. Актуализация позитивного потенциала одиночества в рамках реализации модели становится возможной, когда педагог-психолог в практической работе с учащимися старших классов создает благоприятный фон для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности); моделирует основные жизненные события; использует такие формы работы, как тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг и такие методы, как беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций.

4. Стратегия деятельности педагога-психолога, реализующего модель психолого-педагогической поддержки личностного развития учащихся, заключается в организации движения личности старшеклассника от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному. Результативность такого движения предполагает проработку учащимися вопросов жизненной перспективы, смысла жизни, позиций в межличностном общении и т.д. в форме индивидуальной беседы по результатам диагностического обследования, групповой дискуссии на тему «Я в мире людей» с использованием разработанного самооценивающего опросника (самооценивающий опросник «Я в мире людей»), индивидуального и группового психологического консультирования старшеклассников по результатам дискуссии, группового психологического консультирования с использованием разработанной проективной методики (рисунок на тему «Я в мире людей»), психологического тренинга на тему «Я в мире людей»; индивидуального психологического консультирования по результатам тренинга. Эти формы и методы работы способствуют снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к нему; положительной динамике факторов самоотношения, самовосприятия и поведения; формированию коммуникативной компетентности и стабилизации отношений с группой сверстников; пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, то есть – способствуют преодолению негативных сторон одиночества и актуализации его позитивного потенциала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Теперь рассмотрим, когда отвечать на вопросы и замечания
С вопросами все более или менее понятно. Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно. С замечаниями немного сложнее. Здесь можно предложить следующие варианты: до того, как замечание высказано; сразу после того, как оно сделано; во время замечания, перебив экзаменатора; несколько позднее; никогда. Отвечать до того, как замеч ...

Экзистенциальные потребности
Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность. 1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо п ...

Респондентное и оперантное поведение
Скиннер различал два типа поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение – это характерная реакция, вызываемая известным стимулом, который всегда предшествует реакции. Примеры: аккомодация зрачка при изменении освещенности, дрожь на холоде и т.п. Респондентное поведение является невольным и спонтанным, происходит всегда ...