Основное содержание диссертации
Страница 5

Модель психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества апробирована в практической работе со старшеклассниками и оценена как результативная.

Основаниями для подобной оценки послужили: данные сравнительного анализа значимости переживания одиночества до и после завершения опытно-экспериментальной работы, данные математической обработки результатов, полученных по завершении опытно-экспериментальной работы и сравнение их с результатами первичной диагностики (оценка сдвигов показателей одиночества и личностных факторов на основе метода Уилкоксона для связанных выборок и на основе метода Манна-Уитни для несвязанных выборок), результаты вторичной диагностики личностных особенностей испытуемых, результаты наблюдений за учащимися и описание индивидуальных случаев.

По завершении опытно-экспериментальной работы в выборке учащихся, принимавших в ней участие, отмечено снижение значимости переживания одиночества (таблицы 2, 3).

Вероятно, положительная динамика значимости переживания одиночества связана с положительным эмоциональным фоном опытно-экспериментальной работы и созданием атмосферы принятия и понимания, условий для осознания одиночества.

Таблица 2. Уровни значимости переживания одиночества учащихся 10-х классов г. Тюмени до участия в опытно-экспериментальной работе (человек / в процентах к числу опрошенных), n = 24 чел.

Уровни

одиночества

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

Общий показатель одиночества

Высокий

уровень

6 чел. / 25 %

2 чел. / 8%

6 чел. / 25%

5 чел. / 21%

Средний уровень

11 чел. / 46%

10 чел. / 42%

12 чел. / 50%

8 чел. / 33%

Низкий

уровень

7 чел. / 29%

12 чел./ 50%

6 чел. / 25%

11 чел. / 46%

Таблица 3. Уровни значимости переживания одиночества учащихся 10-х классов г. Тюмени, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе (человек / в процентах к числу опрошенных), n = 24 чел.

Уровни

одиночества

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

Общий показатель одиночества

Высокий

уровень

5 чел. / 21%

1чел / 4,2%

4 чел. / 16,5%

4 чел. / 16,6%

Средний уровень

11 чел. / 46%

8 чел./ 33,3%

5 чел. / 21%

3 чел. / 12,4%

Низкий

уровень

8 чел. / 33%

15 чел. / 62,5%

15 чел. / 62,5%

17 чел. / 71%

Математическая обработка результатов на основе метода Уилкоксона позволяет заключить, что, в целом, для выборки испытуемых, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, характерны положительные сдвиги по всем диагностированным показателям, кроме показателей «локус контроля – жизнь», «доминирование», «уверенность в себе», «консерватизм». На основании этого можно говорить, что одиночество стало менее связанным с личностными характеристиками, особенно – с факторами самоотношения. Установленные с использованием критерия Манна-Уитни отличия в показателях значимости корреляционных связей подтверждают выявленную тенденцию уменьшения связанности одиночества с личностными характеристиками учащихся по завершении опытно-экспериментальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Конфликты как феномен социума. Понятие и природа конфликта
Ещё давно, до рождения социологии существовали теории, которые рассматривали общество, в качестве организованного конфликта, или борьбы между индивидами и различными социальными группами. Конфликты были всегда, например, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Первые п ...

Психология личности преступника и особенности формирования девиантного поведения
Отклоняющимся (или девиантным) поведением называют определенную норму дезорганизации поведения индивида в группе или целой категории в обществе, которая обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Таким образом, определяет отклоняющееся поведение "Краткий словарь по социологии при э ...

Личность преступника
В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное ...