Основное содержание диссертацииСтраница 2
Теоретический анализ позволил перейти к разработке, апробации и исследованию результативности модели психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества.
Констатирующее исследование проводилось на выборке из 100-а человек, относящихся к одной возрастной группе (15-17 лет, ранний юношеский возраст). Общая выборка включила две подгруппы испытуемых, выделенных по урбанизационному принципу: группа учащихся старших классов г. Тюмени (52 человека) и группа учащихся старших классов г. Заводоуковска (48 человек). В обследовании учащихся была использована модифицированная нами в соответствии с целью и задачами исследования методика «Шкала измерения одиночества UCLA». Модификация методики заключалась в выделении когнитивного, эмоционального и поведенческого показателей одиночества. На основе результатов обследования были выделены уровни переживания одиночества относительно каждой выборки и, в зависимости от этого, определена степень значимости переживания одиночества.
Проведенное исследование подтвердило наши предположения о том, что одиночество, в целом, характерно для представителей раннего юношеского возраста, хотя степень значимости этого переживания различна. Соотношение показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества свидетельствует о том, что ярче всего одиночество проявляется в эмоциональной сфере, как в выборке учащихся г. Тюмени, так и в выборке учащихся г. Заводоуковска. В целом же, структура одиночества не претерпевает значительных изменений, что является подтверждением типичности одиночества в юношеском возрасте и его относительной независимости от объективных условий жизни.
В ходе констатирующего исследования феномен одиночества был операционализирован с использованием следующего диагностического инструментария: методика исследования самоотношения (опросник МИС); методика «Словарь моих проблем» (на основе примерного перечня проблем, составленного Е.Б. Старовойтенко); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (разработка и адаптация Д.А. Леонтьева); «интерперсональный диагноз» Т. Лири.
На основании результатов диагностического обследования была выделена группа учащиеся 10-х классов г. Тюмени с высокими показателями одиночества (10 человек). По завершении диагностического обследования и ознакомления с его результатами данным испытуемым было предложено принять участие в развивающей программе (опытно-экспериментальной работе). В последующем экспериментальную группу по собственной инициативе пополнили еще 14 учащихся. Таким образом, общая численность экспериментальной группы составила 24 испытуемых из выборки учащихся 10-х классов г. Тюмени.
В обработке результатов констатирующего исследования были использованы методы статистической обработки: корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ.
Корреляционную матрицу составили 35 диагностированных факторов, включая: показатели одиночества (эмоциональный, когнитивный, поведенческий, общий); объективные показатели трудностей в сфере отношений личности (трудности в отношении к себе, трудности во внутрисемейных отношениях, трудности в отношениях со значимыми людьми, трудности в отношениях с группой сверстников); факторы самоотношения («самоуверенность», «самоценность», «самопринятие», «самообвинение» - МИС; «цели жизни», «процесс жизни», «результативность жизни» - СЖО); факторы самовосприятия («закрытость», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» - МИС; «локус контрля – Я», «локус контроля – жизнь», общая осмысленность жизни – СЖО); факторы поведения («доминирование», «уверенность в себе», «консерватизм», «негативный неудавшийся лидер», «уступчивость, «зависимость», «конформизм», «отзывчивость, «лидерство – подчинение», «уверенность – неуверенность», «консерватизм – радикализм», «эгоцентризм – альтруизм» - Т. Лири). В экспериментальном поле между данными факторами был проведен корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ, который позволил сгруппировать факторы по степени их связи.
Для установления и описания связи показателей одиночества с личностными факторами был применен метод ранговой корреляции с использованием критерия rs Ч. Спирмена. В целях настоящего исследования были установлены отношения общего показателя одиночества, а также показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества с факторами самоотношения, самовосприятия и поведения старшеклассника. Исходя из количественных составов выборок, значимыми корреляционными связями одиночества с личностными факторами являются: в выборке учащихся 10-х классов г. Тюмени - rs > 0,38; в выборке учащихся 11-х классов г. Тюмени - rs > 0,41; в выборке учащихся 10-х и 11-х классов г. Тюмени - rs > 0,275. Математический анализ с использованием критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие существенных и множественных отличий в корреляционных связях одиночества с личностными особенностями испытуемых в выборках учащихся 10-х и 11-х классов.
Несколько нестандартных способов начала ответа. Способ
первый. «Знай и люби своего экзаменатора»
Это самый трудный и одновременно самый результативный способ, так как он позволяет установить тесный контакт с экзаменатором. Однако при использовании этого способа необходимо очень строго соблюдать чувство меры и использовать его только при благоприятных условиях.
Суть его заключается в искусстве определять и отмечать достоинства чело ...
Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы психологических позициях. Так вот, какое-либо событие может стать предметом конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию, если ...
Выявление эффективности проведенной работы
Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка.
Контрольный этап исследования проводился в январе месяце 2010 года.
На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные ...