Личность и личностные черты: универсальность или специфичностьСтраница 2
Межэтническое взаимодействие — это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции и определенных качеств и свойств.
Взаимодействуя, представители различных этнических общностей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой,— превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние; выявить принадлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.
Можно выделить три основных вида этнического взаимодействия:
- воздействие, т.е. преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же — инертен, пассивен по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т п.);
- содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество;
O противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или установление ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость.
Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами. При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной.
Каждый из перечисленных типов взаимодействия не одномерен, а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестко-тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия; противодействие также может быть представлено гаммой — от непримиримых противоречий до незначительных разногласий. Вместе с тем следует иметь в виду, что однозначной интерпретации видов этнического взаимодействия быть не должно, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою противоположность, переходить в иную группу и т.д.
Особенность каждого из видов этнического взаимодействия отражается и в превалирующей специфике их результативности. Так, итогом длительного воздействия может стать ассимиляция (естественная или насильственная), которая проявляется в активном подавлении одного этноса другим в потере «пассивным» этносом некоторых своих характеристик, в частности традиций, обычаев, верований, языка и т.п.
Определенным результатом этнического взаимодействия можно назвать дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или (и) языковой принадлежности. Обычно понятие «дискриминация» вызывает негативные чувства, поскольку предполагается, что группу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане государства.
Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия может стать геноцид, т.е. уничтожение групп людей по этническому и религиозному признаку. В отличие от других видов насилия геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.
Геноцид (греч. genos род, племя + лат. caedere убивать) — одно из тягчайших преступлений против человечества, когда истребляют отдельные группы населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленно создают условия, рассчитанные на полное или частичное уничтожение этих групп.
Факторы, влияющие на формирование родительства
Проведённый теоретический анализ литературы показал [20,21], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.
В числе этих факто ...
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, содержит 180 страниц основного машинописного текста, 10 таблиц, 3 рисунка, список используемой литературы, приложения.
Во введении
обоснована актуальность темы, проанализирована степень ее научной разработанности, сформулированы проблема, объект, предмет, цел ...
Эмпиризм: путь к произвольному фикционализму
Следующий существенный сдвиг в формировании концепции образа произошел с появлением эмпиризма Дэвида Юма (1711 — 1776). Развивая Декарта, Юм предположил, что человеческое знание может строиться на основании себя самого, не прибегая к помощи метафизического мира божеств и идей или к помощи мира материи. Когда разум был избавлен от метафи ...