Информация » Психология межэтнических отношений » Личность и личностные черты: универсальность или специфичность

Личность и личностные черты: универсальность или специфичность
Страница 3

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (лат. segregatij отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Специфику межэтнического взаимодействия можно классифицировать по разным основаниям, все зависит от того, с позиций какой науки ее рассматривать. Психология подходит к ней как взаимодействию представителей различных общностей, являющихся носителями специфического национального самосознания; представителями различных общностей, являющихся носителями определенных этнических норм, традиций и обычаев. Диктуют специфику проявления национально-психологических особенностей, национальных установок и стереотипов представителей различных этнических общностей национальные нормы, традиции и обычаи.

Национальное самосознание проявляется в определенных восприятиях, мышлении, особенностях действий и поведения представителей этнической общности, сплетаются» во все сферы их жизнедеятельности. Но точно таким же свойством обладают и этнические нормы, являющиеся в одно и то же время и составляющими этнического самосознания и средствами его реализации в жизнь.

Любая этническая норма — это требование к личности и специфическим малым группам (семья, род, община) со стороны этноса в целом. Одновременно это образец этнических суждений и (или) предписание поведения, действий, поступков, целесообразных и обязательных с точки зрения этноса.

Специальные исследования показывают, что в наиболее стабильных сообществах человек чрезвычайно редко выступает против норм и правил, установленных в этносе, не стремится проявлять пренебрежение к этническим требованиям. Такой человек органично вписывается в свою общность, прочно следует его предписаниям, что в значительной степени способствует возникновению чувства гармонии со всеми окружающими, определенности и безопасности.

В современной науке и практике рассматриваются различные разновидности, социальных норм, и все они классифицируются по своеобразным основаниям, например, выделяются нормы правовые, моральные, административные, экономические и т.д. и т.п. Но в историческим и филогенетическом планах прародителями всех разновидностей социальных норм были нормы этнические, которые впоследствии через межэтническое взаимодействие расширялись, обогащались, разнообразились и многие из них в конце концов воспринимались как общечеловеческие требования, которые сегодня часто оформляются в качестве различных официальных предписаний.

К конкретным проявлениям этнических норм можно отнести традиции, обычаи, верования, этнические правила и принципы, этнические стереотипы и т.п. «Возможно, у кого-то вызовет сомнение, что мы относим к этническим нормам стереотипы, но этому есть вполне доказательное объяснение, — считает А.Д. Карнышев. — Любой психологический стереотип основывается - на привычности, повторяемости и схематичности явлений, суждений, действий, а эти характеристики — непременные атрибуты этнической нормы. Можно сказать даже больше: именно стереотипы являются прародителями этнических норм, поскольку в их качестве закреплялись позиции, действия, оценки и отношения, которые повторялись изо дня в день или в каких-то периодических ситуациях и были в силу этого весьма значимыми для жизнедеятельности этноса».

Все официальные нормы, «выросшие» из обычаев и установлений этноса могут действовать эффективно лишь в том случае, если они отвечает духу традиционных требований, соответствуют психологии народа и поддерживаются общественным мнением. И именно поэтому социальные нормы выступают важней предпосылкой закрепления национально-психологических особенностей людей, способствуют или не способствуют их продуктивному функционированию.

Наличие среди этнических норм всевозможных запретов, табу, различного рода санкций отражает среди прочих моментов тот факт, что далеко не все члены сообщества хотят и стремятся овладеть установленными нормами поведения, или даже при наличии такого умения, нарушают их. Отсюда существенной проблемой является обеспечение этноса различными институтами трансформации социальных норм в сознание индивида, т.е. их превращение из сугубо внешних регуляторов поведения в интернализированные (ставшие внутренними осознанными ориентирами) детерминанты поступков и действий. Данный процесс в науке часто определяется как социализация индивида; в каждой культуре, в каждом этносе он носит специфическую окраску, достигается своеобразными методами и способами. Механизмы социализации, естественно, также своеобразны у каждой конкретной этнической общности.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восп ...

Исторический экскурс
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. "Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стереже ...

Мотивы вступления в брак
Главное в любви – умение ждать. Молодым кажется, что любовное чувство соответствует лишь молодому возрасту. И если тебя не осенила любовь в 18—20 лет, то ничего уже больше в жизни не будет. В действительности дело обстоит по-другому. Более того, наблюдая людей в самых разных возрастах, трудно сказать, какая любовь ярче – молодого юноши ...