Информация » Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Страница 1

Методика «Воспроизведение двух рядов слов». Полученные результаты по изучению объема кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием отражены в таблице 2.

Таблица 2-

Сравнительная оценка объема кратковременной памяти

уровень

всего

высокий

средний

низкий

Дети с нормальным речевым развитием

9

5

1

15

Дети с ОНР

2

9

4

15

30

Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 7,39. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.

х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормально развитой речью ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).

Так, среди детей с ОНР 26,7% детей показали низкий результат, 60%- средний, 13,3%- высокий. Дети без речевых нарушений: 6,7%- низкий уровень, 33,3%- средний уровень, 60%- высокий.

Графически результаты можно отразить с помощью диаграммы 1.

Диаграмма 1- сравнительная оценка объема кратковременной словесно-логической памяти

Спустя час детей снова просили воспроизвести слова правого ряда.

Результаты изучения объема долговременной словесно-логической памяти с помощью методики «Воспроизведение двух рядов слов» отражены в таблице 3.

Таблица 3-

Сравнительная оценка объема долговременной памяти

уровень

всего

высокий

средний

низкий

Дети с нормальным речевым развитием

6

7

2

15

Дети с ОНР

0

9

6

15

30

Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 8,25. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.

х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития долговременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормально развитой речью ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).

Так, среди детей с ОНР 40% детей показали низкий результат, 60%- средний, 0%- высокий. Дети без речевых нарушений: 13,3%- низкий уровень, 46,7%- средний уровень, 40%- высокий.

Графически результаты можно отразить с помощью диаграммы 2.

Диаграмма 2- сравнительная оценка объема долговременной словесно-логической памяти

Таким образом, результаты показали, что для старших дошкольников с нормально развитой речью характерны высокий и средний уровни развития кратковременной словесно-логической памяти, а для детей с ОНР - средний и низкий уровни. Продуктивность запоминания словесных стимулов выше у детей без речевых нарушений. Однако существенных различий в объеме памяти детей с ОНР и детей без речевых нарушений не выявлено. Для детей с ОНР характерен более низкий уровень развития словесно-логической памяти, что обусловлено речевым нарушением, трудностью запоминания словесных стимулов, однако относительная сохранность логического запоминания позволяет детям достаточно успешно справляться с заданием. При исследовании долговременной памяти различия оказались более существенными. Дети с ОНР при воспроизведении слов часто заменяли стимулы на синонимы (например, вместо «бант» говорили - «лента»), близкие по звучанию слова (не «учиться», а «учеба»). Выявились определенные трудности в удержании инструкции дошкольниками с ОНР: дети не выслушивали весь ряд слов до конца, а повторяли слова сразу же за их предъявлением. Если старшие дошкольники без речевых нарушений затруднялись вспомнить стимул, то предпочитали его пропустить. Для детей с ОНР характерны при воспроизведении замена нужного слова другим (вербальная парафазия), повторное называние слов. Дети предпочитали назвать какое-нибудь слово, пусть даже неправильное, чем признать, что они не помнят правильного стимула (здесь проявились особенности личностной сферы детей с речевыми нарушениями).

Страницы: 1 2 3


Определение представления и его основные характеристики
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однак ...

История представлений о темпераменте.
Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуаль­но-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количест­венного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в орга­низме. Таки ...

Развитие аналитического восприятия
Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведения ...