Результаты изучения особенностей словесно-логической памяти у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)Страница 1
Методика «Воспроизведение двух рядов слов». Полученные результаты по изучению объема кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием отражены в таблице 2.
Таблица 2-
Сравнительная оценка объема кратковременной памяти
уровень |
всего | |||
высокий |
средний |
низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием |
9 |
5 |
1 |
15 |
Дети с ОНР |
2 |
9 |
4 |
15 |
∑ |
30 |
Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 7,39. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития кратковременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормально развитой речью ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).
Так, среди детей с ОНР 26,7% детей показали низкий результат, 60%- средний, 13,3%- высокий. Дети без речевых нарушений: 6,7%- низкий уровень, 33,3%- средний уровень, 60%- высокий.
Графически результаты можно отразить с помощью диаграммы 1.
Диаграмма 1- сравнительная оценка объема кратковременной словесно-логической памяти
Спустя час детей снова просили воспроизвести слова правого ряда.
Результаты изучения объема долговременной словесно-логической памяти с помощью методики «Воспроизведение двух рядов слов» отражены в таблице 3.
Таблица 3-
Сравнительная оценка объема долговременной памяти
уровень |
всего | |||
высокий |
средний |
низкий | ||
Дети с нормальным речевым развитием |
6 |
7 |
2 |
15 |
Дети с ОНР |
0 |
9 |
6 |
15 |
∑ |
30 |
Для обработки данных нами был использован критерий х2 Пирсона. х2эмп= 8,25. Критические значения для х2кр 0,05=5, 991, х2кр 0,01=9,210.
х2эмп>х2кр 0,05, значит подтверждается гипотеза о наличии различий в уровне развития долговременной словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и детьми с нормально развитой речью ( гипотеза принимается на уровне значимости р = 0,05).
Так, среди детей с ОНР 40% детей показали низкий результат, 60%- средний, 0%- высокий. Дети без речевых нарушений: 13,3%- низкий уровень, 46,7%- средний уровень, 40%- высокий.
Графически результаты можно отразить с помощью диаграммы 2.
Диаграмма 2- сравнительная оценка объема долговременной словесно-логической памяти
Таким образом, результаты показали, что для старших дошкольников с нормально развитой речью характерны высокий и средний уровни развития кратковременной словесно-логической памяти, а для детей с ОНР - средний и низкий уровни. Продуктивность запоминания словесных стимулов выше у детей без речевых нарушений. Однако существенных различий в объеме памяти детей с ОНР и детей без речевых нарушений не выявлено. Для детей с ОНР характерен более низкий уровень развития словесно-логической памяти, что обусловлено речевым нарушением, трудностью запоминания словесных стимулов, однако относительная сохранность логического запоминания позволяет детям достаточно успешно справляться с заданием. При исследовании долговременной памяти различия оказались более существенными. Дети с ОНР при воспроизведении слов часто заменяли стимулы на синонимы (например, вместо «бант» говорили - «лента»), близкие по звучанию слова (не «учиться», а «учеба»). Выявились определенные трудности в удержании инструкции дошкольниками с ОНР: дети не выслушивали весь ряд слов до конца, а повторяли слова сразу же за их предъявлением. Если старшие дошкольники без речевых нарушений затруднялись вспомнить стимул, то предпочитали его пропустить. Для детей с ОНР характерны при воспроизведении замена нужного слова другим (вербальная парафазия), повторное называние слов. Дети предпочитали назвать какое-нибудь слово, пусть даже неправильное, чем признать, что они не помнят правильного стимула (здесь проявились особенности личностной сферы детей с речевыми нарушениями).
Определение представления и его основные
характеристики
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однак ...
История представлений о темпераменте.
Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме. Таки ...
Развитие аналитического восприятия
Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведения ...