Информация » Особенности агрессивного поведения подростков » Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Страница 1

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением "трудности подросткового периода". Социально значимые черты человеческой психики формируются на макросоциальном уровне, т. е. на уровне больших социальных групп, к которым можно отнести и молодежь. Опыт больших социальных групп (традиции, особые формы поведения, особые типы контакта, ценности, потребности, специфический язык и др.) индивид усваивает посредством общения с членами малой социальной группы (класс, дворовая компания, трудовой коллектив, неформальное объединение молодежи). Личная психология индивида включает в себя то общее, что присуще в той или иной степени всем представителям малой группы, также личное, присущее только ему.

Рассмотрение сущности и особенности агрессивного поведения подростков, как целостной системы, выявление факторов развития подобного поведения позволит выяснить многофакторный характер особенностей агрессии подростков и предупредить агрессивное поведение в данном возрасте.

Цель исследования:

цель данного исследования состоит в выявлении особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования:

в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к современным социальным условиям. Агрессивное поведение отличается по гендорному признаку, уровень и тип агрессии будет разным в полных и не полных семьях, т.к. семейное воспитание является фактором проявления подобного поведения в этом возрасте.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2. провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для выявления психологических особенностей агрессивного поведения в соответствии с гипотезой;

3. выявить уровень, тип агрессии с помощью специализированных методик, а также уровень межличностных отношений в коллективе;

4. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Объектом исследования:

агрессивное поведение.

Предметом исследования:

особенности агрессивного поведения подростков.

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень и тип агрессии, а также уровень межличностных отношений, с целью выяснения зависимости между этими показателями.

База для исследования:

опрошено 60 учащихся из 9-того «А», «Б», «В» и «Г» классов средней образовательной школы №4, в возрасте 14 – 15 лет, из них 37 девочек и 23 мальчика.

Контрольные группы:

Ø гендерные особенности;

Ø полная и неполная семья;

Методы исследования:

1. беседа и анкетирование, для выявление заданным исследованием контрольной группы; методика А. Ассингера (Приложение №1). Методика предназначена для диагностики агрессивности личности по отношению к окружающим, позволяет определить уровень корректности при социальных контактах, и позволяет судить о направленности агрессии. Методика предназначена для диагностики агрессии личности в трудовых коллективах, и при индивидуальном консультировании, для профориентации тест Ассингера используется в комплексе с другими методиками; методика Басса – Дарки (МБД) – (Приложение №2). Методика была предложена в 1957 году для измерения степени проявления разных форм агрессивного поведения, все более широко применяется в нашей стране (как и за рубежом). А. Басс и А.Дарки, создавая свой опросник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии, выделили следующие виды реакций:

§ Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

§ Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

§ Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

§ Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

§ Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

§ Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Страницы: 1 2


Характеристика диагностического инструментария
Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний». Этот вариант методики предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей 1-го класса. Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следую ...

Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в ...

Математико-статистическая обработка полученных данных
Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, а именно: выявления различий между группами младших и старших подростков, воспользуемся методами математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий Стьюдента. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения ...