Информация » Особенности агрессивного поведения подростков » Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Страница 2

§ Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

§ Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

2. вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияния общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6 а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

2. опросник межличностных отношений – (Приложение №3). Опросник является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической работе. Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

3. В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: "включения", "контроля" и "аффекта". Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии ребенка со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так, развитие потребности "включения" зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность "контроля" зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях "родитель-ребенок" на свободу или контроль; потребность "аффекта" зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным, недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения в межличностных контактах. Сформированные в детстве, эти способы поведения продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичные особенности ориентации индивида в социальной среде.

Страницы: 1 2 


Приложения
Приложение 1 Тест Томаса, определения поведения в конфликтной ситуации Инструкция: "В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации." Тестовый материал: А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. ...

Образ жизни: D-life и B-life
В зависимости от того, какие потребности доминируют, Маслоу предложил видение двух образов жизни: 1. D - life – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требований окружения. Этот стиль жизни ориентирован на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Главный принцип такой жизни – живи сегодня ...

Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека
Характеристика процесса восприятия человека человеком Первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека о ...