Информация » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Теоретические представления о юморе как способности

Теоретические представления о юморе как способности
Страница 2

В исследовании С. Девитта и Т. Фергутса была обнаружена положительная корреляция между самоконтролем и выявленной на основе самоотчётов склонностью использовать юмор в социальных взаимодействиях [10]. Эти результаты показывают, что юмористическую креативность следует рассматривать как разновидность социального навыка.

Дж. Аптер полагает, что социальный контекст юмора – это контекст игры. «У людей способность генерировать юмор, чтобы развлечь друг друга и вызвать смех, по-видимому, развивается как способ обеспечить нас расширенными возможностями для игры» [11 , 26]. Игра, вероятнее всего, выполняет важные социальные, эмоциональные и когнитивные функции. Когда люди участвуют в игре, они несерьёзно относятся к тому, что они говорят и делают, и они выполняют эти действия ради них самих – для забавы – вместо того, чтобы иметь в виду более важную цель [11].

На основании вышеизложенного юмор мы будем рассматривать как

1) интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;

2) коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.

Какие же когнитивно-перцептивные процессы психики задействованы при генерации юмора? М. Джервэйс и Д. Уилсон считают, что человек, чтобы генерировать юмор, должен мысленно обработать информацию, поступающую из окружающей среды или из памяти, «играя мыслями, словами или действуя творческим способом и таким образом производя остроумное высказывание или смешное невербальное действие, которые воспринимается другими как забавное» [11 , 113].

Другими словами, сущность юмора заключается в несоответствии, неожиданности и игривости, что М. Джервэйс и Д. Уилсон называют «несерьёзным социальным несоответствием» [11 , 112].

Артур Кестлер придумал термин «бисоциация», чтобы обозначать психический процесс, участвующий в восприятии юмористического несоответствия. По мнению Кестлера, бисоциация имеет место, когда ситуация, случай или идея одновременно воспринимаются с точки зрения двух логичных, но обычно не связанных и даже не совместимых критериев. Таким образом, отдельное событие, «так сказать, вибрирует одновременно на двух различных длинах волны». Простой пример – игра слов, при которой два различных значения слова или фразы используются одновременно. По Кестлеру, этот процесс лежит в основе всех типов юмора [9].

Майкл Аптер использовал понятие «синергия», чтобы описать когнитивный процесс, в котором два несовместимых образа или концепции одного и того же объекта одновременно удерживаются в сознании. По мнению Аптера, в игривом паралитическом состоянии синергия доставляет удовольствие, вызывая приятное чувство колебания мыслей между двумя несовместимыми интерпретациями понятия. Таким образом, при юморе мы шутливо манипулируем мыслями и действиями так, чтобы они одновременно воспринимались противоположными способами, например как реальные и нереальные, важные и незначительны, угрожающие и безопасные [9].

Страницы: 1 2 3 4


Эпигенетический принцип
Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания : он состоит из двух частей: 1. Л ...

Типы темпераментов.
Темпераментом называют совокупность свойств, характери­зующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникно­вение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к чис­лу собственно личностных качеств человека можно отнести толь­ко условно, они скорее составляют индивидные ег ...

Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939
Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения. В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией. Л. Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен &quo ...