Теоретические представления о юморе как способностиСтраница 3
Итак, юмористический продукт должен отвечать следующему критерию: он должен содержать в себе два логичных, но не связанных друг с другом интерпретации ситуации, несоответствие которых воспринимается и доставляет удовольствие своей неожиданностью и игривостью содержания. Восприятия такого продукта выражается через улыбку и смех. Однако, хотя эти элементы обычно присутствуют во всех примерах юмора, диапазон социальных ситуаций и событий, которые могут вызывать реакцию юмора, достаточно разнообразен.
Юмор, имеющий место в повседневных социальных взаимодействиях, можно разделить на три категории [11]:
1) заранее заготовленные юмористические анекдоты, которые люди запоминают и рассказывают друг другу;
2) спонтанный юмор в разговоре, который преднамеренно используется людьми в ходе социальных взаимодействий и может быть вербальным или невербальным;
3) случайный или ненамеренный юмор.
Рассмотрим каждую из разновидностей подробней.
Заранее заготовленные юмористические анекдотыили «консервированные шутки» как правило строятся по одной схеме: «положение – кульминационный пункт». Положение, которое включает всё, кроме последнего предложения, создаёт у слушателя специфический набор ожиданий относительно того, как следует интерпретировать ситуацию. Кульминационный пункт внезапно изменяет смысл неожиданным и весёлым способом, таким образом создавая впечатление смешного несоответствия, которое необходимо для комичности [11].
Е.М. Иванова, С.Н. Ениколопов, О.В. Митина на основе восприятия юмора больными шизофренией и страдающими аффективными расстройствами выделили 5 групп «консервированных шуток», которые воспринимались испытуемыми как смешные [5]:
1) юмор нелепости – это шутки, которые основаны не столько на интеллектуальном усилии, а на абсурдности самой ситуации. Восприятие такого юмора больше связано именно с эмоциональной составляющей;
2) юмор разрешения противоречия – является противоположностью юмору нелепости и связан с разгадкой, где ситуация разрешается совершенно неожиданным, специфически логическим образом. Это сходно со структурой загадок.
3) цинично-пессимистический юмор – он отражает циничный, депрессивный взгляд на мир: «все плохо, все будет только хуже».
4) неприличный юмор – юмор, связанный, главным образом, с сексуальной тематикой;
5) юмор, дискриминирующий противоположный пол.
классификации спонтанного разговорного юмора
(который они называют остроумием) была разработана психологами Деброй Лонг и Артуром Грассером [11].
1. Ирония – говорящий высказывает утверждение, в котором буквальное значение противоположно подразумеваемому (например, говоря: «Какой замечательный день!», когда погода холодная и ненастная).
2. Сатира – агрессивный юмор, высмеивающий социальные институты или социальную политику.
3. Сарказм – агрессивный юмор, который направлен на индивидуума, а не на учреждение.
4. Преувеличение и преуменьшение – изменение значения сказанного другим человеком путём повторения того же самого, но с другим смысловым акцентом.
5. Самоирония – юмористические замечания, направленные на себя как объект юмора.
Контроль через наказание
Скиннер считал, что поведение человека контролируется в основном не позитивными, а негативными (аверсивными) стимулами. Типичный пример аверсивного стимула – наказание, или негативное подкрепление.
Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от какой-то аверсивной ...
Диагностика уровня эмоционального выгорания у
работников Департамента социального развития Тюменской области
Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа "человек-человек" рассматривают свою работу в Департаменте социального развития Тюменской области и людей, с которыми они тесно сотрудничают.
Интерпретация результатов производилась на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал ...
Исследование взаимосвязи мануальной асимметрии и эмоционально-личностной и
когнитивной сферы. Выборка, процедура и методы
исследования
Целью работы является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка.
Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей. Структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик ра ...