Судебно-психологическая экспертиза суицида
Страница 2

4. Установление причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и психическими состояниями потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству.

Тщательному исследованию подлежит история развития личности, становление сферы субъективных личностных отношений, наличие в ней глубоких конфликтов, противоречий. Получены достаточно веские доказательства, что истоки такого конфликтного формирования личности и причины ее последующей социальной дезадаптации, как правило, коренятся в родительских семьях, где складываются многие «ключевые черты» личности суицидента, его система ценностей.

Специальное изучение этого вопроса позволило Т.В. Самохиной выделить следующие типы родительских семей, играющие роль «девиантного» (отклоняющегося от нормы) поведенческого образца:

1. Разрушенной семьи

2. Асоциальной семьи

3. Семьи, где суицид или суицидальную попытку совершили родители

4. Семьи с патологической зависимостью родителей от детей.

5. Семьи с патопсихологическим нарушением у его членов.

Члены семьи, прямо или косвенно выражая свою враждебность, способствуют совершению суицидальных актов.[27]

Установление причин развития психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, - наиболее трудный вопрос посмертной СПЭПФС. Далеко не во всех случаях он может быть решен в категорической форме. Для констатации конкретной причинной связи экспертам необходимо, во-первых, что состояние острой психической дезадаптации явилось обстоятельством, способствующим формированию суицидального акта, а во-вторых, обосновать причинную зависимость этого психического состояния от конкретного внешнего воздействия. [14]

Весьма ценным материалом при экспертизе являются письма самоубийц. Письмо, оставленное человеком, подтверждает факт самоубийства, дает материалы для суждения о психическом состоянии самоубийцы. В письме можно найти указание на то, что намерение покончить с собой было у самоубийцы давно. Письмо иногда датировано не только несколькими днями, но и месяцами ранее дня совершения самоубийства. Одни письма чрезвычайно кратки, содержат только несколько слов относительно самого факта самоубийства, другие очень пространны и занимают несколько страниц, написанных от руки или напечатанных на машинке. Встречаются письма, изложенные в стихотворной форме. Доказательное значение письму можно придавать только тогда, когда следователь убежден в его подлинности. Известны случаи подделки писем при инсценировке самоубийства [14].

Если в качестве критериев разграничения судебно-психологических экспертиз по факту самоубийства избрать личность испытуемого, то экспертизы делятся на 2 группы:

1. Экспертизы живых лиц, посмертная СПЭ

2. СПЭ по факту самоубийства несовершеннолетних лиц, совершеннолетних лиц. [14]

Мотив самоубийства исследуется наиболее тщательно. Практика показывает, что о мотиве самоубийства выдвигаются следующие версии: потеря близкого человека, измена любимого, непроходящая тоска по разным причинам, неизлечимые болезни. Перечень версий о мотивах самоубийства помогает следователю наметить в плане расследования мероприятия для установления важных по делу обстоятельств. Если мотив будет установлен, то материалы дела помогут эксперту-психологу решать вопросы о возможном психологическом состоянии потерпевшего.

О посмертной СПЭ в свое время писал А. Брусиловский, который, однако, сводил ее к психологическому анализу документов, в первую очередь – предсмертных писем. Такие письма действительно важны для экспертизы, но они, как правило, несут значительный отпечаток переживаний и состояний самого потерпевшего, что иногда препятствует установлению подлинных причин суицида. Тем не менее, они подлежат глубокому и скурпулезному психологическому анализу со стороны экспертов. Посмертная психологическая экспертиза в качестве объекта исследования должна иметь не только такие письма, но и максимум документов и других данных, характеризующих личность потерпевшего, его среду обитания, условия жизни, отношения с другими людьми, в первую очередь – с теми, которые подозреваются или обвиняются в доведении до самоубийства.[14]

В отношении предсмертной записки проверяются следующие версии:

1. Записка написана перед смертью всвязи с решением покончить жизнь самоубийством.

2. Записка написана ранее, но решение покончить жизнь самоубийством действительно было, к моменту смерти не прошло.

Страницы: 1 2 3


Теория трех ступеней детского развития
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И. П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинк ...

Социологические данные о проблемах добрачного периода
Во время преддипломной практики было проведено анкетирование студентов в качестве дополнительного материала для выполнения дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи». В анкетировании приняли участие 42 человека. Из них 10 человек – представители мужского пола. Очень многих юношей и ...

Теория социального научения (Джулиан Роттер). Основные понятия
Автором теории социального научения считается Джулиан Роттер. Он разработал свою теорию в 40-50-е годы, когда в психологии господствовали фрейдизм и бихевиоризм. Роттер считал, что обе эти теории содержат слишком много неясностей, поэтому главной своей задачей он видел построение концептуальной структуры, включающей четко определенные т ...