Судебно-психологическая экспертиза суицида
Страница 3

3. Записка написана не в связи с решением покончить жизнь самоубийством, а при иных обстоятельствах – в шутку, под угрозой и т.п.

4. Записка написана другим лицом.

5. Записка написана потерпевшим, но текст составлен другим лицом.

Проверяются обстоятельства: имел/не имел потерпевший свободный доступ к бумаге и письменным приборам и пр.

Необходимо квалифицировать тип суицида: рациональный или аффективный. Рациональные самоубийства – это обдуманные действия с длительным и постепенным формированием решения покончить с собой, обдумыванием способов самоубийства, места и времени осуществления своего намерения (происходит на фоне глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью).

При аффективных самоубийствах решение принимается непосредственно под воздействием интенсивных и значимых эмоций и является импульсивным (психическое состояние – фрустрация, связанная с личностно-аварийной ситуацией). Важным элементом при данной экспертизе является выявление мотивов (или психологического смысла самоубийств). Это – протест, призыв, избежание (от наказания или страдания), самонаказание, отказ[14].

Э. Шнейдман вместе с Н. Фарбероу ввел в практику метод психологической аутопсии (включающий анализ посмертных записок суицидентов), значительно развившей понятие психодинамики самоубийств.

Таким образом, мы можем говорить о том, что судебно-психологическая экспертиза по факту самоубийства играет важную роль в разрешении спорных вопросов и обстоятельств по делу. Значительное место в этом отводится анализу посмертных дневников и записей, т.к. суицид относится к намеренному лишению себя жизни, а при отсутствии предсмертных записок, предварительных соответствующих высказываний или других явных доказательств оно легко может быть интерпретировано как несчастный случай.

Страницы: 1 2 3 


Оценка эффективности психотерапии
Тенденция к интеграции психотерапии в общую медицину и превращения ее в общемедицинскую специальность делают важным вопрос об эффективности психотерапии — предпосылках, критериями методах ее оценки. Требование разработки критериев и методов оценки эффективности психотерапии становится все более актуальным в связи с опережающим развитие ...

Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап
В нашей жизни конфликты занимают существенное место. Отношение к ним за последние годы значительно изменилось. Изучением конфликтов занимаются различные науки: экономика, социология, психология, педагогика и др. Возникло немало теоретических подходов к проблематике межличностного конфликта, растет и число практических схем разрешения ко ...

План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей
Цель работы Название деятельности Объект деятельности Сроки Оформление родительских уголков в классах, фойе. «Рекомендации по успешной 1 кл. октябрь Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблемам обучения и личностного адаптации ребёнка к школе». «Возрастные психолог ...