Лингвистические компоненты анализа текстовСтраница 1
На наш взгляд, стоит обратить особое внимание на языковые особенности текста, преобладающие лексические единицы и пр.
Особенности текста |
Частота встречаемости |
Указание в тексте |
Совершенные/несовершенный вид глаголов |
Я делаю это, чтобы привести тебя в чувство, надеюсь, ты это понимаешь… Я боюсь за своих детей. |
В текстах преобладают глаголы несовершенного вида (преимущественно, у женщин). В записках мужчин показатели глаголов совершенного и несовершенного вида равны или совершенный вид глаголов преобладает. |
Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее) |
Меня окружает…Я не могу понять… Я боюсь за своих детей…Я не могу жить без нее… |
Чаще встречаются глаголы настоящего времени (используются при описании преобладающего на данный момент состояния). При описании предшествующих ситуации событий преобладают глаголы прошедшего вида. |
Местоимения |
Если меня…лучше мне…меня не понимают…я никого не могу понять… |
Во всех текстах содержится большое количество личных местоимений, человек центрируется на себе и на своих переживаниях. |
Глаголы по группам (каузативы, императивы речи (не чувствуйте и пр…), состояния). |
Я хочу…Я долго думал…Я ухожу…Я прошу простить… |
Часто встречаются императивы (обращение к родственникам ли к знакомым). |
Длина фразы |
Я трусливый пес. Не пожить ли еще чуть-чуть? Я боюсь. Счастливо оставаться. |
В текстах отмечено преобладание коротких, утвердительных фраз (т.е. вопросов и побудительных предложений меньше). Длинных и развернутых высказываний гораздо меньше. Такая структура текста может свидетельствовать о сильном эмоциональном напряжении. |
Конструкции (утвердительные, отрицательные). |
- Лучше сейчас, чем никогда. - Меня здесь не понимают, я никого не могу понять. - Другого выхода нет. - Эта жизнь не для меня. |
Преобладают отрицательные конструкции. Человек «не допускает возражений», он уверен в том, что уже нельзя ничего изменить. Люди центрируются на своей проблеме, своей точке зрения и считают ее единственно верной. |
На наш взгляд, с помощью анализа лингвистических компонентов мы можем сделать некоторые выводы о психологических особенностях состояния индивидов.
Например, часто встречающиеся глаголы настоящего времени могут говорить о том, что человек испытывает переживания настоящего времени, живет в настоящий момент, не концентрируясь на событиях прошлого или будущего. Большое количество личных местоимений может свидетельствовать о том, что человек сконцентрирован на себе и на своей проблеме, из которой субъективно он не видит выхода. Короткие по составу фразы могут говорить о сильном эмоциональном напряжении.
Известно, что предсмертные записки могут быть написаны заранее или в день, когда человек покончил жизнь самоубийством. Существует ряд признаков, позволяющих сделать вывод о том, был ли текст заранее подготовлен или написан под воздействием эмоций и в короткий срок (см. Приложение 1)
В представленных текстах были выявлены следующие признаки:
Подготовленность:
большой по объему текст, с малым количеством грамматических ошибок, с объяснением причин и мотивов, существующей ситуации и обстоятельствами, которыми человек не доволен. Если рассматривать текст с лингвистической точки зрения, о подготовленности могут свидетельствовать: логическая выстроенность текста, вводные предложения и различные обороты, абзацы, малое количество повторов (что является одной из особенностей подобных текстов по исследованиям Ч. Осгуда). Все эти признаки могут говорить о продуманности и подготовленности самоубийства. Таких записок большинство.
Спонтанность:
текст написан под воздействием эмоциональных переживаний, под воздействием ситуации (в частности, некоторые тексты подтверждается материалами, известными из уголовных дел). В тексте много ошибок, он написан в несколько необычной манере или форме (например, записка, написанная косметическим карандашом на обрывке бумаги). Могут встречаться просторечия, лексические повторения, нарушения порядка слов, упрощение предложений. В спонтанной речи чаще используются активные глагольные формы, пассивные избегаются.
Организация исследования
Исследование проводилось на базе ДОУ №115 с группами логопедической помощи, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 15а.
Для достижения цели мы проводили обследование двадцати детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи, из которых была сформирована контрольная группа, и двадцати детей с общим н ...
Диагностические методики
Шкала проявления тревоги, или что же вас беспокоит?
Цель: методика, модифицированный В.Г. Норакидзе, предназначена для измерения уровня тревожности, дополнен шкалой лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого.
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как наб ...
Анализ документации на соответствие предъявляемым требованиям
В обязанности психолога входит ведение документации и своевременное заполнение отчётных материалов. Требования к количеству и содержанию основной документации определяет администрация учебного заведения.
Основные документы психолога:
Программа опытно-экспериментальной работы по конкретной, актуальной для данного учебного заведения тем ...