Введение
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, помещённых в интернатские учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к этим детям и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
На фоне увеличивающегося числа интернатских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье и уровень их личностного развития, именно поэтому тема нашего исследования очень актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования: личностное развитие воспитанников интернатских учреждений.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации воспитанников интернатских учреждений.
Цель исследования: определить и научно обосновать особенности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений как фактор их личностного развития.
Задачи:
- обобщить и проанализировать подходы к пониманию социальной адаптации и личностного развития в современной психолого-педагогической литературе;
- выделить специфику социальной адаптации детей в условиях интернатских учреждений;
- изучить особенности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений;
- на базе исследования составить психологический портрет личности учащихся школ-интернатов;
- разработать рекомендации по повышению эффективности социальной адаптации воспитанников интернатских учреждений, способствующей их личностному росту.
Несомненно, сам факт нахождения в школе-интернате сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Изучением особенностей развития детей в условиях интернатских учреждений занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж Боулби.
Усилилось внимание ученых и к анализу воспитания детей в условиях разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в частности, со знаменитыми работами М. Мид (1935 г.). Интересные исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт (1967 г.), небезынтересны работы, посвященные сравнению традиции американского семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии (W.Caudill, H.Weinsten, 1669), Греции (К. Wurest. 1978) и других странах.
В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития этих детей и разработки методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.
Словарный запас
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слов ...
Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939
Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения.
В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией.
Л. Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен &quo ...
Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возраста
Существуют различные подходы периодизации подросткового возраста, когда он начинается, сколько продолжается. Границы этого периода достаточно неопределённы. Если рассматривать младший подростковый возраст (11-13 лет), пользуясь периодизацией Эльконина Д.Б., особенности которого представлены Кулагиной И.Ю., то подростковый возраст обусло ...