Информация » Социально-психологическая адаптация детей в условиях интернатных учреждений » Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений. Методическое обеспечение исследования.

Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений. Методическое обеспечение исследования.
Страница 1

Базой нашего исследования стала ОГОУ «Пятницкая общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования». В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте 14-18 лет учащиеся 8-11 классов в количестве 15 человек. Для диагностики выраженности качеств, способствующих успешной адаптации нами были использованы следующие методики:

- методика диагностики направленности мышления;

- методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека

- методика диагностики самоактуализации личности;

- диагностика определения отношения к образовательной среде.

1. Методика диагностики направленности мышления

Одним из показателей уровня социальной адаптации является практическая направленность мышления, то есть свойство познавательной активности, характеризующее её подчинённость предметно- преобразовательным целям. В качестве диагностического инструмента данного свойства мы провели экспресс опросник на выраженность практической направленности мышления у воспитанников школы-интерната. Исследуемым предлагалось продолжить приведённые высказывания одним из приведённых ниже, соответствующим именно им вариантом, например:

Вам больше подходит работа, заключающаяся в:

А) рассмотрении интересных явлений, выяснении новых закономерностей; Б) создании полезных продуктов - удобных и надёжных (см. Приложения).

Затем ответы учащихся соотносились с приведённым ключом, где необходимо было подсчитать количество совпадений. Полученная цифра свидетельствует об уровне практической направленности мышления.

Полученные нами результаты приведены от общего количества исследуемых в нижеследующей диаграмме:

Диаграмма №1. Диагностика направленности мышления.

Результаты:

Отсюда следует, что всего лишь 4% опрошенных имеют низкую выраженность практической направленности мышления, а 96% опрошенных имеют соответственно среднюю и высокую направленность практического мышления (См. диаграмму №1).

2. Методика «Определений акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека»

Данная методика направлена на определение акцентуаций характера, то есть чрезмерной выраженности черт характера, что напрямую влияет на успешную адаптацию ребёнка в социуме.

Инструкция: учащимся были предложены утверждения, касающиеся их характера. В случае согласия с утверждением рядом с его номером необходимо поставить знак «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»). Нельзя долго думать над вопросами, правильных и неправильных ответов нет.

Пример: 1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.? (см. Приложения).

Обработка: необходимо подсчитать количество совпадений с ключом и умножить на определённый коэффициент, разный для каждой шкалы. Полученная цифра свидетельствовала о выраженности того или иного качества характера.

При обработке результатов мы использовали средний арифметический показатель каждого типа акцентуации характера и получили следующую гистограмму, на которой можно наглядно увидеть преобладающий тип характера воспитанников:

Гистограмма №2. Определение акцентуаций характера К. Леонгарада-Шмишека

Согласно вышеприведенной гистограмме наиболее выраженными среди учащихся являются циклотимные, неуравновешенные, эмотивные, педантичные и экзальтированные типы (см. гистограмму №2).

3. Методика диагностики самоактуализации личности

Предложенная методика позволяет определить уровень самоактуализации личности. Самоактуализация - это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен. Именно поэтому данная методика была отобрана нами для определения общего уровня социальной адаптации воспитанников школы-интерната.

Воспитанникам предлагалось ответить на ряд вопросов, выбрав подходящий для них вариант ответа из предложенных. Каждый вопрос соответствовал определённой шкале. При обработке результатов необходимо было подсчитать количество совпадений по каждой шкале. Мы получили следующие результаты, которые занесли в гистограмму:

Страницы: 1 2


Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами. Сначала сравниваем предметы. Где кружков больше? (В нижнем ряду.) Где кружков меньше? (В верхнем ряду.) В каком ряду не хватает кружка? Как уравнять, ч ...

Нумерация. Прямой и обратный счет. Счет конкретных предметов. Знание цифр
Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Может вызвать затрудне ...

Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)
В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа: 1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, ...