ВведениеСтраница 2
Заканчивая краткое обсуждение категории общения, можно привести мнение В.В. Знакова: "Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними.,. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели - решению конкретной задачи" (В.В. Знаков, 1994).
Увеличивающаяся частота, разнообразие и внутренняя насыщенность межличностных контактов образуют все более поглощающую человека реальность - реальность своеобразного коммуникационного "взрыва", состоящего из многих компонентов. К их числу относится, например, всё возрастающая специализация людей и, как следствие, необходимость кооперации, взаимодействия и общения. На интенсификацию общения оказывает влияние и технический прогресс. Кроме того, расширяется круг людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с общением.
Одновременно с указанными тенденциями возрастают проблемы, связанные с проблемами межличностной коммуникации. Серьезным источником проблемности общения является динамичность и увеличивающийся темп современной жизни.
Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми [1,2].
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [5].
Теоретической основой нашей работы являются работы таких отечественных и зарубежных ученых как:
Вслед за ними мы полагаем, что существует влияние личностных и характерологических детерминант на барьеры затрудненного общения.
Объектом нашего исследования является процесс коммуникации в контексте межличностного общения.
Предмет исследования особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях.
Цель дипломной работы заключается в изучении особенностей коммуникации больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях в связи с чем, мы ставим перед собой следующие
задачи:
1) Провести теоретический анализ проблем межличностного общения и коммуникации как здоровых людей, так и больных непсихотическими расстройствами.
2) Изучить особенности коммуникации больных с различными формами непсихотических расстройств.
3) Выявить особенности коммуникации больных с различными формами непсихотических расстройств госпитальных условиях.
Основные
гипотезы состоят в следующем:
1. Мы предполагаем, что существует влияние непсихотических расстройств на особенности коммуникации;
2. Мы предполагаем, что особенности коммуникации отличаются в группах больных с различными непсихотическими расстройствами.
Для проведения исследования мы использовали следующие методы
:
1) методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено;
2) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [19];
3) опросник мини-мульт (СМОЛ), адаптация В.П. Зайцева.
4) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Все использованные методики имеют высокие показатели ретестовой надёжности, внутренней согласованности и конструктной валидности, адаптированы для русскоязычной выборки и могут применяться для проведения психологических исследований [12].
Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для психогигиены, психопрофилактики затрудненного общения, для формирования групп и коррекционной работы с больными непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях.
Опыт внедрения социально-психологических подходов в клинических условиях.
Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида
Принадлежность к группе позволяет удовлетворять многие потребности подростка.
Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны верность, честность, и отзывчивость. Поздние подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание ...
Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений у обследуемых
подростков. Конспект воспитательного мероприятия с
подростками
Тема: «Расскажи мне обо мне»
Цель: установление более близких, открытых и искренних отношений в группе или классе.
Возраст: 9 класс. Специфика проведения вечера общения заключается в том, что учащимся как целостной группе осталось существовать немного времени, а поэтому к выше обозначенной цели добавляется задача сохранения в памяти р ...
Организация и методы исследования. Методика
исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики:
1. Социометрия.
2. Методика диагностики темперамента Айзенка.
Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии.
Социометрия
- метод, разработанный Дж. Морено
. Эт ...