Информация » Профессионально важные черты практического психолога » Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты исследования и их обсуждение.
Страница 1

Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов – продуктивно работающих психологов (приложение 2).

Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств:

· умение активно слушать

· тактичность

· личная ответственность

· умение понимать последствия своего влияния

· умение понятно говорить

· доброжелательность

Качества перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим качеством, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта является умение активно слушать.

В настоящее время очень много говорят о необходимой подготовке молодых специалистов при помощи практики с супервизором. Трудно не согласиться, что подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов. Однако результаты исследования анкет независимых экспертов говорят о максимальной желательности, но не обязательности практики с супервизором (психолог должен иметь данное качество в значительной степени):

· максимальные 9 выборов из 14 экспертов – практика с супервизором

По остальным параметрам мы наблюдаем

неоднозначную картину, среди экспертов нет единодушия.

Качеством, которым психолог не должен обладать вообще, названа:

· склонность к доминированию

Полагаем, что данные результаты целесообразно проверить на более крупной выборке в отдельном исследовании.

По мнению студентов пятого курса вечернего

отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова психолог-консультант должен обладать следующими качествами в полной мере, им присвоен максимальный индекс "5" по пятибальной шкале:

· умение активно слушать

· умение понимать последствия своего влияния

· профессионализм

· уверенность в себе

· здравый смысл

Сравнивая ответы продуктивно работающих

психологов и студентов пятого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова (приложение 3) мы видим, что умение активно слушать в обоих случаях выбрано как необходимое качество для продуктивной коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

По индексу "4" – психолог должен иметь данное качество в значительной степени, у экспертов и студентов пятого курса взгляды разошлись в виду различного, профессионального консультативного опыта.

Рассмотрим результаты анализа анкет студентов пятого курса на предмет качеств, которые должен иметь психолог-консультант в значительной степени:

· открытость переживанию

· гибкость

· работоспособность

Такое качество как склонность к доминированию также названо нежелательным для коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Теперь обсудим результаты опроса студентов первого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова (приложение 4).

Психолог должен обладать данным качеством в полной мере:

· умение понятно говорить

· профессионализм

· здравый смысл

· внимательность

· умение активно слушать

Страницы: 1 2 3


Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК. В последнее десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-пе ...

Методы и методики исследования
Для решения стоящих перед нами задач, мы выбрали наиболее подходящие для нашего исследования методики: 1)тестирование: а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях». Методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возмож ...

Причины профессиональной деформации личности. Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел
В психологической литературе выделяют три группы факторов [13], ведущих к образованию профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности органов правопорядка; факторы личностного свойства; факторы социально-психологического характера. К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, ...