Введение
Страница 1

Актуальность исследования.

В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека все больше определяется психологическими факторами, а это значит, что лечение многих заболеваний, стабилизация аутодеструктивных форм поведения является невозможным без учета социально-психологических факторов отношения человека с окружающей микросредой, что требует, в свою очередь, умения врача строить доверительные отношения с пациентом. В этой связи изучение основополагающих аспектов проблемы психологического портрета врача становиться наиболее значимой, т.к. каждый пациент должен иметь возможность ожидать в лице врача встретить человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения.

Принадлежа к профессиям субъектно-субъектного типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социально-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Профессиональная деятельность врача, как правило, зачастую происходит в условиях стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций – проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Можно сказать, что вопросы психологии труда и личности врача стоят в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии в целом и отдельных ее отраслей, в частности.

Рассматривая данную проблему в медицинской и психологической литературе, в подавляющем большинстве упоминаний о личности врача описывается лишь с деонтологической точки зрения. Этот традиционно деонтологический подход является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в известных заповедях Гиппократа, которые врачи принимают как профессиональную Клятву. В основе этих требований лежит традиционное представление о ролевых отношениях «врач – больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими установлению контакта с больным и обеспечивающими авторитет у больного. В связи с тем, что объектом деятельности является человек, требования к моральным, гражданским, интеллектуальным качествам специалиста всегда были повышенными по сравнению с другими категориями профессий.

Исходя из этого, крайне необходимым является своевременное рассмотрение основных подходов по изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача, их специфики взаимоотношений, а также индивидуально-психологические особенности личности врача.

Актуальность обусловила выбор темы исследования «Психологический портрет врача».

Разработанность проблемы

. В настоящее время степень изученности психологического портрета врача изучена не достаточно хорошо. Однако она нашла свое отражение в некоторых научных публикациях и исследованиях.

Проблеме изучения деятельности и личности врача посвящены работы В.М. Бехтерева, А.Л. Гройсмана, Н.В. Канторовича, Г.Г. Караванова, В.В. Коршунова, И.И. Косарева, Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушакова, Н.А. Магазаник, И.Я. Макшанова, В.Ф. Матвеева, И.В. Мохина, А.Я. Немцовой, К.К. Платонова, В.А. Самсоновой, В.А. Тышлыкова, И.М. Тылевич, и др. Рассмотрим подробнее работы этих исследователей.

Зарождение в нашей стране психологии медицинского труда связано с именем В.М. Бехтерева, чей вклад определил психологические критерии профессиональной пригодности субъекта к получению медицинского образования, а затем и к профессиональной деятельности.

В.А. Ташлыков в своей работе «Психология лечебного процесса» освещает психологические закономерности лечебного процесса на моделях личностного подхода к больным, подробно раскрывает формы контакта «врач – больной», особое внимание уделяет психологическим факторам, повышающим эффективность лечебного процесса, показывает значения психологической подготовки врача.

Страницы: 1 2 3


Обобщение и оценка результатов эксперимента
Экспериментальные исследования проводились по методикам, описанным в главе 2. В всех экспериментах принимало участие 15 человек. Эксперименты проводились среди студентов в дневное время, в помещении аудитории. Возраст испытуемых 20 – 25 лет. Состояние здоровья всех испытуемых нормальное. Для проведения опыта 1 и опыта 2 группа испыту ...

Совладающее поведение в экстремальных ситуациях
При обязательном построении внутренней прогностической модели своей деятельности субъект предвидит и вероятностно оценивает возможность возникновения разного рода нежелательных обстоятельств, характер их отрицательных влияний на его деятельность и реальную угрозу, которую они могут для нее представлять. В профессиях, сопряженных с риско ...

Введение в психологию личности. Понятие личности
Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли. Непсихолог оценивает личность с точки зрения лич ...