Информация » Психологический портрет врача » Влияние профессионально-этических требований на личность врача

Влияние профессионально-этических требований на личность врача
Страница 1

Работа врача зачастую подразумевает оказание не только медицинской помощи, но и глубокого психологического влияния, поэтому специальные требования к наличию профессиональных и этических принципов являются наиболее существенными. В связи с этим встает вопрос о том, каким образом наличие определенных профессиональных предписаний может сформировать структуру личности.

По мнению Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц изучение профессиональных требований на личностные особенности в научной психологии рассматривается не в первый раз. Профессионально-этическая система требований и его влияние на личностное формирование в профессиональной деятельности врача исходит из основных положений врачебной деонтологии – учении о принципах должного во врачебной деятельности. Существование данных предписаний на личность связана с изменением и влиянием сферы морального сознания, которая в последующем оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста [2, с. 91 – 100].

Рассмотрим основные положения медицинской деонтологии. Здесь речь идет не о том, чем и как лечить больного с тем или иным заболеванием – для этого необходимы профессиональные знания, речь идет об общих принципах врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности его. Е.К. Веселова подчеркивает, что деонтология врача это «учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом» [17, с. 112 – 115].

Врачебная деонтология едина для всех медицинских работников. Вместе с тем особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей предполагают различные подходы в реализации деонтологических положений. Врачебная (медицинская) деонтология включает в себя следующие разделы конкретных знаний:

- взаимоотношение врача с обществом (государством);

- принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и окружающим его людям, в первую очередь к близким родственникам;

- взаимоотношения врачей меду собой и с другими медицинскими работниками [99, с. 212 – 214].

Все эти разделы взаимосвязан. Однако решающим фактором, который определяет взаимоотношения врача больным и его родственниками, коллегами и другим медицинским персоналом, являются положением врача в обществе. Вследствие этого влияние основных предписаний представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, медицинских знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности [82, с. 131]. Врачебная деонтология в широком смысле – это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях врача, которые необходимы для защиты психики больного, его близких и окружающих, правильной организации лечебного процесса, полного использования всех возможностей при оказании помощи больному [77, с. 130 – 132].

По мнению Роберт Эммонс мораль, будучи формой общественного сознания, определяется общественным бытием, то есть мораль всегда социально обусловлена. Поэтому задачи врачебной этики состоят не только в том, чтобы установить свод нравственных критериев и требований к врачебному персоналу, но и в том, чтобы определить, при каких социальных условиях возможно их осуществление. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, так как этика врача – это прежде всего этика гражданина данного государства [81, с. 116 – 118].

Страницы: 1 2 3


Методы психологических исследований
Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов: а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны; б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение – применяется тогда, когда исследователь ставит ...

Познавательные процессы. Внимание
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном вним ...

Развитие личности
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями. По Хорни, в детстве у чело ...