Теория фрустрации Доллард, Дуб, 1939
Основывались на идее Фрейда о связи фрустрации и агрессии. Фрустрация – необходимое и достаточное условие агрессивного поведения.
В последующем Доллард и Дуб отказались от жесткой связи между фрустрацией и агрессией.
Л. Берковитц (1962, 1965) изучал расовые волнения в США. Расширил понятие фрустрация", включил в него феномен "относительная депривация" Объект агрессии расширился до целой группы или этнической общности.
Схема агрессивного поведения:
Фрустрация (включая и относительную депривацию, т.е. разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями)
↓
Возникновение чувства гнева
↓
Открытая агрессия (но только в том случае, когда наличествует объект, в отношении которого и направлена агрессивная реакция).
Объектом агрессии может быть не обязательно отдельная личность, которая оказывает непосредственное фрустрирующее воздействие, но и тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам.
Следовательно, существует неизбежность переноса агрессии на всех "других", "похожих на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом в процессе социального поведения.
2. Теории групповых процессов (теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, трёхмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца). Именно в психоаналитическом направлении социальной психологии зародилась практика исследования Т-групп.
В. Шутц в своей теории постулирует три фундаментальные межличностные потребности – включенность, контроль и расположение (любовь) и представляет функции лидера:
1. по отношению к внешней реальности:
· установление и поддержка контактов и взаимодействие с другими группами и людьми, достаточные для того, чтобы группа не оказалась в изоляции, однако не настолько сильные, чтобы разрушить целостность группы;
· установление и поддержка достаточного контроля над внешней реальностью;
· установление и поддержка достаточно тесных и близких отношений с внешней реальностью (члены группы должны испытывать радость дружбы и привязанности).
2. по отношению к межличностным потребностям:
· достаточная включенность (каждый должен ощущать себя частью группы)
· достаточный контроль;
· достаточное расположение (важно, чтобы люди относились друг другу с достаточной теплотой и состояли в близких отношениях);
3. по отношению к групповой области:
· установление иерархии групповых целей и ценностей;
· обеспечение индивидуального подхода к членам группы;
· максимальное использование возможностей и способностей членов группы.
Итак, существенное в теориях психоаналитической ориентации:
· наличие агрессии характеризует поведение человека;
· агрессия проявляется в межличностных отношениях;
· аутгруппа является объектом вымещения разрешения агрессии.
Основные принципы
Эго-психологии
Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:
а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;
б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,
в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе ...
Соотношение профессиональной деформации с категориями «психическое
выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»
Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического (эмоционального) выгорания,широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального ...
Выводы и практические рекомендации
На основе исследования видно, что у детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Для более высокого уровня развития видов мышления необходимо проведение коррекционной работы по развитию мышления младших школьников.
Умственное развитие ребёнка - сложный многогранный процесс. Диагностические программы помогут учителю исследоват ...