Основные теории
Теория поля К. Левина. Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Поле охватывает факторы внешнего (окружения), так и внутренней (субъективной) ситуации.
Характеристика поля, по Левину:
· анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включается широй круг явлений)
· совокупную ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту (психологическое объяснение ситуации)
а) детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекты должны пониматься психологически;
б) Единицами причинно-следственного анализа являются не раздражители, а воспринимаемые субъектом особенности окружения.
Для объяснения поведения недостаточно простых связей типа S → R. В основе всякого поведения лежат силы. Динамический аспект объяснения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.
Необходим конструктивный метод для анализа поведения (наблюдения недостаточно).
Поведение – функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события не могут определять поведение. Они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.
Психологическая ситуация должна по возможности представляться в математической формуле, которая облегчает их научную обработку и позволяет использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (основной постулат: существование диссонанса является для человека психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить диссонанс, добиться консонанса. Существует соответствие между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает.
Фестингер писал, что если существует диссонанс между элементом, относящимся к знанию об окружающей среде, и элементом поведения, то диссонанс может быть:
1) устранен изменением поведенческого элемента);
2) возможно изменение среды для устранения диссонанса (но это труднее сделать).
Сопротивление изменениям – пример действия когнитивного диссонанса.
теория каузальной атрибуции Г. Келли (дает пояснение, как люди логические дают ответы на вопросы "почему? " (как и почему именно, таким образом отвечают на эти вопросы), например,: 1) почему человек поступает именно так, а не иначе; 2) как индивид судит о своих собственных способностях, чувствах, привлекательности (например, мы видим, что человек ведет себя агрессивно. Мы можем объяснить его поведение по-разному, т.е. будем приписывать разные причины ему поведению).
В рамках данной ориентации активно исследуются социальная перцепция, аттракция, аттитюды, формирование и изменение и т.д.
Аттитюды (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия.
Аттракция (от англ. аttraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.
На основе когнитивной ориентации в социальной психологии, начиная с 70-х г., возникла в качестве самостоятельной научной дисциплины отрасль психологии - психология социального познания. В её рамках исследуются проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.
Психоанализ
З. Фрейд рассматривал сексуальное влечение в качестве источника энергии и силы характера. Ортодоксальный психоанализ оказал значительное влияние на развитие социально-психологических идей. Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиб ...
Общая характеристика конфликта
Конфликт
— это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильно ...
Психопрофилактика и психокоррекция отклонений и нарушений у обследуемых
подростков. Конспект воспитательного мероприятия с
подростками
Тема: «Расскажи мне обо мне»
Цель: установление более близких, открытых и искренних отношений в группе или классе.
Возраст: 9 класс. Специфика проведения вечера общения заключается в том, что учащимся как целостной группе осталось существовать немного времени, а поэтому к выше обозначенной цели добавляется задача сохранения в памяти р ...