Интеракционизм
Страница 1

В отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, пришла в социальную психологию из социологии - имеет социологическое происхождение. Интеракционизм пытается установить социальные детерминанты человеческого поведения.

Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, социальными установками.

Понятийный аппарат и проблематика обоснованы в теории символического интеракционизма Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, в обществе. Подход к понятию "интеракция" отличается от подходов к акту взаимодействия в других теоретических схемах. Их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека.

Интеракция - (от англ. interaction < лат. inter + activus - деятельный) - термин, используемый в соц. психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. В социальной психологии Г. Мида интеракция - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

Данное направление привнесло в социальную психологию такие понятия, как социализация, Я-концепция, интеракция, социальная роль, социальная идентичность.

Основные постулаты интеракционизма:

Человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации;

Направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;

Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающими;

Культура состоит из моделей поведения, которые усваиваются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

Основные идеи символического интеракционизма заключаются в следующем. Согласно Дж.Г. Миду, основы человеческого ума и способы его отношений с окружающим миром социальны. Создав язык, человек живет в символическом мире, где может сохранять дистанцию относительно других объектов. Основа общества - не человек как таковой, а проявление человеческой социальности. Сам человек является результатом этой социальности. Благодаря социальности он обретает самосознание и может строить свою жизнь как связную систему. В этом коренится созидательная сила человека. Человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений.

Поведение человека не является результатом окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или идей. Оно возникает в результате того, как он интерпретирует эти вещи и обращается с ними в действии, которое он конструирует.

Конструирование индивидом действия посредством процесса формирования значений всегда происходит в социальном контексте.

В групповом действии происходит приспособление друг к другу индивидуальных действий людей. Происходит индивидуальное "принятие роли" других (роли конкретного человека либо роли группы).

Человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают "личностным Я". каждый индивид совершает действие при помощи оценивания и интерпретации ситуации. Групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий.

Любое действие происходит в определенной социальной ситуации и по отношению к этой ситуации. Действие формируется и конструируется посредством интерпретации ситуации (необходимо принимать во внимание задачи, возможности, препятствия, средства, требования, опасности, оценить их и принять решение).

Сталкиваясь в обществе с ситуациями, люди интерпретируют их одним и тем же образом (посредством прошлого опыта). Это позволяет людям действовать одинаково. Если люди интерпретируют ситуацию по-разному, то линии их действий не согласуются и коллективное действие блокируется.

Интеракционизм утверждает идею существования ценного другого, и универсальной общности. Здесь заложена возможность встречи самых разных людей, несмотря на культурные и языковые различия. Эту возможность создает разговор. Поскольку психический мир людей создается именно в разговорах, есть потенциальная вероятность того, что люди договорятся. Обобщенный другой демонстрирует нам деление окружающего мира по крайней мере на две категории-я и другие. Обобщенный другой - это когнитивная структура, созданная нашим сознанием.

Развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты. обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, социальными установками.

Страницы: 1 2


Функции предбрачного периода
Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий дл ...

Определения понятия «способности»
Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов). Способности можно определить ...

Психологический портрет врача
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. Болезнь может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожида ...