Сравнительный анализ сенсорного развития детей без речевых патологий и
детей с общим недоразвитием речиСтраница 3
Исходя из таблицы 20, можно сделать вывод, что количество выявленных при тестировании с помощью методики «Тест с геометрическими фигурами» детей с очень высоким уровнем развития восприятия формы предмета в контрольной группе – 11 человек, в экспериментальной группе таких детей нет; с высоким – на 9.
Количество выявленных в экспериментальной группе детей с очень низким уровнем развития восприятия формы предмета, выявленных при тестировании с помощью методики «Тест с геометрическими фигурами» – 8 человек, с низким –10, со средним –2. В контрольной группе детей с таким уровнем восприятия формы предмета не выявлено.
Это связано с тем, что дети с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития) не могут воспринимать форму предметов так ясно, как дети без речевой патологии.
Данный факт подтверждается исследованиями специалистов в области сенсорного развития [32].
Изобразим результаты обследования графически (рис. 4).
Рис. 4. Уровень развития восприятия формы предмета детей контрольной и экспериментальной групп
На рисунке 4 видно, что у детей контрольной группы наблюдается преобладание очень высокого и высокого уровня развития восприятия формы предмета. В то время как у детей экспериментальной группы наблюдается значительное преобладание среднего, низкого и очень низкого уровня развития восприятия формы предмета.
Таким образом, результаты тестирования, направленного на выявления уровня развития восприятия формы предмета, в экспериментальной группе ниже показателей детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на сенсорное развитие детей в сфере восприятия формы предметов.
Составим сводную таблицу выявленных в обеих группах уровней пространственного восприятия детей по методике «Чем залатать коврик?» (см. табл. 8 и 16) (табл. 21).
Таблица 21. Уровень развития пространственного восприятия детей контрольной и экспериментальной групп
Уровень развития пространственного восприятия |
Методика «Чем залатать коврик?» | |
Количество детей контрольной группы |
Количество детей экспериментальной группы | |
Очень высокий |
11 |
0 |
Высокий |
9 |
0 |
Средний |
0 |
2 |
Низкий |
0 |
10 |
Очень низкий |
0 |
8 |
Количество выявленных в контрольной группе детей с очень высоким уровнем развития пространственного восприятия при тестировании с помощью методики «Чем залатать коврик?» составило 11 человек, с высоким – 9 человек. В экспериментальной группе детей с очень высоким и высоким уровнем развития пространственного восприятия не выявлено.
Детей со средним, низким и очень низким уровнем развития пространственного восприятия в контрольной группе при тестировании с помощью методики «Чем залатать коврик?» не выявлено. В экспериментальной группе со средним уровнем развития выявлено 2 человека, с низким – 10 человек, с очень низким – 8 детей.
Изобразим результаты обследования графически (рис. 5).
Рис. 5. Уровень развития пространственного восприятия детей контрольной и экспериментальной групп
На рисунке 5 видно, что в основном дети контрольной группы обладают очень высоким и высоким уровнем развития пространственного восприятия, дети экспериментальной группы – очень низким и низким.
Таким образом, результаты тестирования пространственного восприятия в экспериментальной группе ниже результатов детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на развитие пространственного восприятия детей.
Таким образом, выдвинутые в настоящем исследовании гипотезы нашли свое подтверждение.
1. Уровень развития цветового восприятия у детей с ОНР (третий уровень речевого развития) ниже, чем у детей без речевых патологий: средний балл при тестировании цветового восприятия детей экспериментальной группы составил 2,45 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (4,8 балла) на 2,35 балла. У детей экспериментальной группы с очень низким и с низким уровнем развития восприятия при выполнении задания возникали сложности в определении цвета карандаша, у детей со средним уровнем – в определении оттенка цвета в тех ситуациях, когда возникала необходимость выбирать оттенок среди карандашей одного и того же цвета. Данные тестирования подтверждают Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. [16].
Педагогические способности
Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенност ...
Владение связной речью
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые позволяю! человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развити ...
Теории конфликта
Под именем теории конфликта известна совокупность теорий, получивших распространение в психологии в 20 веке и представлявших собою попытку выстроить теоретическую систему в противовес преобладанию структурного функционализма. Самые известные версии теории конфликта были предложены Льюисом Коузером и Ральфом Дарендорфом и Кеннетом Боулди ...