Диагностические методикиСтраница 2
Обработка результатов: по предлагаемой автором балловой системе.
12. «Объём образной кратковременной памяти».
Цель: изучение объёма образной кратковременной памяти. Ход: ребёнку предлагается запомнить 30 картинок.
Обработка результатов: подсчитывается общий средний показатель по группе количества воспроизведённых слов.
Протоколы бесед, наблюдений, экспериментальных исследований.
Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон)
Цель: изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания, его продуктивности.
Оборудование: бланки, ручки, секундомер.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай»», ты по строчкам этого рисунка начнёшь искать и зачёркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачёркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоём рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». Ребёнок работает 2,5 мин, через каждые 30 минут остановка.
Обработка и анализ результатов: подсчитывается общее количество просмотренных знаков, ошибки и по формуле высчитывается показатель устойчивости и продуктивности.
Методика «Запомни точки» (по К.К. Платонову)
Цель: изучение индивидуальных особенностей объёма внимания и точности восприятия простейших объектов.
Оборудование: набор из 16 карточек (8 с точками, 8 пустых).
Инструкция: «сейчас я буду показывать на очень короткое время карточки. На каждой карточке несколько точек по-разному расположенных. Тебе нужно запомнить как точки расположены на карточке, а затем на другой отметить то, что запомнил. Внимание! Начинаем!».
Обработка и анализ результатов: показателем объёма внимания является число точек на карточке.
Методика «Цветные матрицы Дж. Равена»
Цель: исследование восприятия и наглядно-образного мышления. Оборудование: 36 матриц.
Инструкция: сейчас я покажу тебе «коврики», в которые нужно подобрать «заплатку»
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)
Цель: выявление индивидуальных различий в скорости заучивания материала. Оборудование: набор из 10 односложных слов, не связанных по смыслу.
Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я прочту тебе несколько слов, ты постараешься их запомнить. Как только я закончу читать, ты сразу повторишь те, которые запомнишь. Называть слова можно в любом порядке, так, как они вспоминаются. Всё понятно? . Внимание, начали».
Затем испытуемому зачитывается ряд слов. По ходу воспроизведения слов заполняется протокол. Эксперимент прекращается после 4 прочтений, даже если ребёнок не запомнил все слова.
Обработка и анализ результатов: подсчитывается общее количество правильных воспроизведений при каждом повторении; основным критерием для оценки скорости заучивания является количество повторений, которые потребовались испытуемому для полного запоминания всего ряда.
Методика «Объём образной кратковременной памяти».
Цель: определение объёма образной кратковременной памяти. Оборудование: ряд из 9 геометрических фигур, изображённых по одной на карточках размером 8x8 см.
Инструкция: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геометрические фигуры. Ваша задача - запомнить их, а затем по моей команде вспомнить и нарисовать».
Ход: после инструкции испытуемому последовательно, одна за другой предъявляются 9 геометрических фигур, каждая на 2 сек. с интервалом в 1 сек. После предъявления всех фигур испытуемый рисует фигуры, которые запомнил, в протоколе. Фиксируется время рисования и ошибки.
Обработка результатов: вычисляется показатель объёма кратковременной памяти (А) по формуле А=В+Т, где В - показатель продуктивности памяти, Т - время.
В=С-тх 100, где С+п
С - количество правильно воспроизведённых фигур,
m - количество ошибочно воспроизведённых фигур,
п - количество пропущенных фигур.
Показатель А по таблице переводится в шкальную оценку.
«Лесенка» В. Шур
Цель: исследование самооценки.
Оборудование: «лесенка», фигурки детей (мальчика и девочки)
Ход: ребёнку объясняется значение ступенек и предлагается выбрать соответствующую ступеньку на лестнице (себя, мама, папа, воспитатель).
Обработка результатов: по высоте выбранных ступенек определяется уровень самооценки ребёнка.
Изучение общей самооценки
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: "да" (+), нет" (-), "не знаю"(?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь». Текст опросника.
Понятие мышления, его сущность, виды, особенности. Понятие мышления
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении ...
Характеристики индивида и уровень конформности
Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе: характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр. ...
Выводы и практические рекомендации
На основе исследования видно, что у детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Для более высокого уровня развития видов мышления необходимо проведение коррекционной работы по развитию мышления младших школьников.
Умственное развитие ребёнка - сложный многогранный процесс. Диагностические программы помогут учителю исследоват ...