Информация » Организация психологической службы в школе » Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возраста

Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возраста
Страница 3

Важным фактором, способствующим формированию асоциального поведения, следует отметить культивирование в средствах массовой информации чувства зависти к людям с высоким социальным статусом и уровнем доходов, что заставляет подростков обращаться к воровству и другим противоправным действиям для достижения необходимого, по их мнению, уровня жизни.

Многие исследователи отводят главную роль влияния общения со сверстниками на личность подростков, в позитивном и негативном плане. Общение может содействовать успешной социализации, но может определить и асоциальное поведение. Часто отношения к тем людям, которые представляют угрозу престижу и самооценке подростков, вызывают агрессивные реакции. На самом деле срабатывает механизм психологической защиты, который может выражаться в агрессии. Роль общения подростка со сверстниками велика, но и достаточно сильным может оставаться влияние внутрисемейного общения. Доверительные отношения в семье могут быть компенсацией трудностей общения со сверстниками, помочь подростку определить внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное: непонятый и не принятый в семье подросток, может искать душевное тепло вне дома. Можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяет взаимоотношения в семье подростка. Обозначим, на какие стороны личности распространяется влияние на подростка со стороны сверстников. Общение содействует реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка, самоутверждения у сверстников, достижение и поддержка высокого общественного статуса. Если у подростка существуют достижения в какой-либо деятельности, значимой в подростковой среде, то возможно реальное усиление «Я». Иногда, некоторое усиление «Я», осуществляется через ощущение принадлежности в группе, позволяющее подростку почувствовать сильное «Мы». Подросток остро воспринимает критику взрослых по поводу компании, то есть, это означает ослабление собственного «Я». Подростки испытывают тревогу при возможной потери друзей. Переживают, если взрослые при них оказывают воспитательное воздействие. Часто группа сверстников даёт лишь иллюзорную силу. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной, из-за быстрого отделения от семьи, эго - идентичности. Для ощущения собственной силы, подростковой группе, необходим «враг», вокруг которого концентрируются агрессивные воздействия. Принадлежность к группе, закреплённая совместными действиями против общего «врага», даёт им ощущение силы. Другим вариантом иллюзии собственной силы, является вступление в неформальные группы, то есть стихийно образующиеся контакты подростков на основе общих интересов, увлечений, видов деятельности. Эти объединения не зарегистрированы и у них нет уставов или положений. Условия членства не оговорены, численность колеблется. Принадлежность к группе, даёт слабому «Я» подростка, замещение на сильное «Мы». Подросток ощущает иллюзию собственной силы, а с другой стороны, даёт иллюзию свободы. В реальности, группами руководят сильные лидеры, которые стремятся подавить других членов. Всё же неясно, группа влияет на формирование личностных характеристик или подростки с определёнными характеристиками выбирают определённые группы. Общение влияет на представление подростков об идеальном «Я» - это образ, которому он хотел бы соответствовать. Это значимо для подростков, отвергнутых родителями. Эталонами становятся лидеры. Их влияние на ценности и установки часто бывает более значимым. Важным аспектом влияния общения на развитие личности подростков, является помощь в становлении взрослой позиции. Первый этап становления, заключается в отрицании взрослости, отвержение всех атрибутов: моды, лексики. Главную роль отрицания для подростков состоит в возможности неподчинения, свободе детской зависимости. Подростки не совсем понимают, что свобода имеет такую сторону, как ответственность. Общение влияет на расширение самосознания через общение в паре, с однополым партнёром. Подросток открывает свой внутренний мир, определяет её индивидуальность и неповторимость. Основной потребностью в дружбе, является самораскрытие, то есть посвящение других в свои душевные тайны. С одной стороны, подросток стремится к самораскрытию, а с другой стороны, оберегает свой внутренний мир. Подростку необходима атмосфера безопасности в дружбе. Большинство трудностей в общении подростков, связано с нарушением в прохождении им нормативного кризиса и формирование эго - идентичности. Если результатом кризиса у подростка, является формирование слабой идентичности, то он прибегает к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками, либо будет вступать в поверхностные контакты, которые не будут приносить удовлетворение. Часто трудности в общении появляются у подростков с неуверенной идентичностью, подросток иногда пытается скомпенсировать через конфликты с родителями. Со сверстниками может демонстрировать застенчивость, либо стремление к лидерству, пытаясь доказать свою значимость и полноценность. Если результатом кризиса станет формирование идентичности, размытой во времени, то трудности в общении обусловит такой её аспект, как наличие страха взросления. Подростки пытаются «прятаться» за семью, избегают глубоких контактов со сверстниками. При формировании иллюзорной идентичности, общение происходит в основном с «кумиром», а отношения со сверстниками поверхностны. Можно заметить взаимосвязь того, что наличие трудностей в общении со сверстниками, сопровождаются проблемами внутрисемейного общения. Следует отметить, что позитивным воздействием общения со сверстниками на развитие личности подростка, являются: содействие формированию самостоятельности, как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь на себя, через предоставление опыта реальной жизни. Содействие для формирования эго - идентичности, посредством предоставления подростку возможности выбора образцов для идентификации, с одной стороны, и усилении «Я», на основе самоутверждения в подростковой среде, с другой стороны. Часто группа сверстников даёт лишь иллюзию силы. Но, если кто-либо прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. К такому лже-статусу стремятся подростки с недостаточно сформированной эго-идентичности, из-за слишком быстрого отделения от семьи и не прошедшие этапа идентификации с родителями. Расширение самосознания, развитие способностей к внутреннему диалогу через самораскрытие в общении с однополым партнёром. Основная потребность, реализуемая в дружбе - это потребность в самораскрытии, то есть стремление посвятить другого в свои душевные тайны. Подросток не только стремится к самораскрытию, но одновременно оберегает свой внутренний мир, являющийся для него неким интимным таинством, от вторжения посторонних. Важной для подростков является атмосфера безопасности в дружбе, а значимым качеством для друга считают сохранение тайны самораскрытия.

Страницы: 1 2 3 4


Психосоциальное развитие студентов
Как уже было отмечено ранее, мы проводим наше исследование среди студентов вторых курсов. И нам необходимо выяснить каковы особенности развития данного возраста. Таким образом, мы должны рассмотреть различные периодизации психического развития личности зарубежных и отечественных ученых, и отнести нашу группу к одной из них. Само же пон ...

Агрессия как самоутверждение
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad —"на"), т. е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi ...

Исследование взаимосвязи мануальной асимметрии и эмоционально-личностной и когнитивной сферы. Выборка, процедура и методы исследования
Целью работы является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка. Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей. Структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик ра ...