ПриложенияСтраница 1
Приложение 1
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД.
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной "модели личности", существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
Оценки
Силы
Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
БЛАНК ЛД И КЛЮЧ
Фамилия И. О . _ пол возраст
О |
+ |
1. Обаятельный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Непривлекательный |
С |
- |
2. Слабый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Сильный |
А |
+ |
3. Разговорчивый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Молчаливый |
О |
- |
4. Безответственный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Добросовестный |
С |
+ |
5. Упрямый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Уступчивый |
А |
- |
6. Замкнутый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Открытый |
О |
+ |
7. Добрый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Эгоистичный |
С |
- |
8. Зависимый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Независимый |
А |
+ |
9. Деятельный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Пассивный |
О |
- |
10 Черствый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Отзывчивый |
С |
+ |
11. Решительный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Нерешительный |
А |
- |
12. Вялый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Энергичный |
О |
+ |
13. Справедливый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Несправедливый |
С |
- |
14. Расслабленный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Напряженный |
А |
+ |
15. Суетливый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Спокойный |
О |
- |
16. Враждебный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Дружелюбный |
С |
+ |
17. Уверенный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Неуверенный |
А |
- |
18. Нелюдимый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Общительный |
О |
+ |
19. Честный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Неискренний |
С |
- |
20. Несамостоятельный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Самостоятельный |
А |
+ |
21. Раздражительный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Невозмутимый |
Игры-занятия на выявление величины и формы предметов
Понятиями большой — маленький дети обычно к этому возрасту хорошо владеют, правильно выделяют из множества вещей большие и маленькие предметы. Но не все дети могут сравнить предметы по величине. ...
Психофизиологическая
основа черт и типов личности
Айзенк одним из первых попытался определить физиологические системы организма, которые определяют развитие личностных черт. Как выяснилось, интраверсия-экстраверсия тесно связана с уровнем корковой активации, т.е. с электрической активностью головного мозга. Термин Активация Айзенк использует для обозначения степени возбуждения, меняюще ...
Структурная теория
личности (Раймонд Кеттелл)
Раймонд Кеттелл, американский психолог, по образованию физик, но имевший диплом доктора философии. Кеттелл был первым, кто стал изучать личность с позиции серьезного системно-статистического анализа. ...