ПриложенияСтраница 1
Приложение 1
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД.
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной "модели личности", существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
Оценки
Силы
Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
БЛАНК ЛД И КЛЮЧ
Фамилия И. О . _ пол возраст
О |
+ |
1. Обаятельный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Непривлекательный |
С |
- |
2. Слабый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Сильный |
А |
+ |
3. Разговорчивый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Молчаливый |
О |
- |
4. Безответственный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Добросовестный |
С |
+ |
5. Упрямый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Уступчивый |
А |
- |
6. Замкнутый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Открытый |
О |
+ |
7. Добрый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Эгоистичный |
С |
- |
8. Зависимый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Независимый |
А |
+ |
9. Деятельный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Пассивный |
О |
- |
10 Черствый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Отзывчивый |
С |
+ |
11. Решительный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Нерешительный |
А |
- |
12. Вялый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Энергичный |
О |
+ |
13. Справедливый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Несправедливый |
С |
- |
14. Расслабленный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Напряженный |
А |
+ |
15. Суетливый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Спокойный |
О |
- |
16. Враждебный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Дружелюбный |
С |
+ |
17. Уверенный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Неуверенный |
А |
- |
18. Нелюдимый |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Общительный |
О |
+ |
19. Честный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Неискренний |
С |
- |
20. Несамостоятельный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
+ |
Самостоятельный |
А |
+ |
21. Раздражительный |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
- |
Невозмутимый |
Методы социальной психологии
Существует ряд классификаций методов социальной психологии.
Андреева Г.М. предлагает классифицировать методы социальной психологии на две основные группы:
· методы социально-психологического исследования и
· методы социально-психологического влияния.
· Парыгин Б.Д. в своей классификации выделяет 3 группы методов
· методы воздействи ...
Целенаправленность и
потребности
Роттер рассматривал людей, как целенаправленные живые системы. Люди стремятся максимизировать поощрения и минимизировать или избегать наказания. Поведение человека в основном направлено на удовлетворение основных потребностей.
Потребность – набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или похожие наборы под ...
Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в
группе
При внутренней конформности индивид сохраняет принятое групповое мнение и тогда, когда давление прекратилось. Исследования В. Н. Куликова (1978) показали, что эффект внушения, направленного на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность.[5] Объясняется это тем, что при внушении в коллективе н ...