Введение
Страница 1

Среди специалистов существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный ребенок». Ученые и практики обращают внимание на то, что такие определения, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», абсолютно не отвечают ни гуманистическим принципам, ни этике специалиста-психолога, ни собственно психологическому содержанию этого феномена. Иными словами, специальная психология нуждается в собственном профессиональном словаре, в языке общения специалистов.

В начале XX века дети с недостатками в развитии считались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Эти определения не удовлетворяли психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны.

В конце 30-х годов появился термин «аномальный ребенок», а во Франции «инадаптированный» — трудно приспосабливающийся; в Англии — «исключительный» (exceptional). Однако под эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети. В те годы получили распространение термины «абнормальный», «атипический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся в специальной помощи». В нашей стране общепринятыми терминами являются «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Это люди, в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями.

В то же время в специальной литературе часто используется термин «дети с нарушениями в развитии», т.е. те, кто имеет отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушений деятельности анализаторов или органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). При менее выраженных дефектах используется определение «дети с отклонениями в развитии». Получило распространение и понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Однако оно не вполне адекватно, так как не ясно, о каком здоровье идет речь и в чем психологическое содержание жизнедеятельности таких детей. Ведь существуют нарушения здоровья в виде тяжелых хронических соматических заболеваний, например астмы или диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого, и др.

Термин «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые. На наш взгляд, более правомерен термин «дети с особыми образовательными потребностями», т.е. с отклонениями в развитии.

Распространенный термин «дети с нарушениями развития» также не совсем точен, так как не дифференцирует, что является нарушением (повреждением), а что — недоразвитием, несформированностью. А это весьма важно, так как от этого зависит психологическое содержание дифференцированной работы с детьми.

Наконец, термины «дети с трудностями обучения», «с проблемами развития», «проблемные дети» также крайне неопределенны и не дают возможности оценить психологическую специфику их состояния.

Наиболее адекватным признается термин «дети с отклонениями в развитии». Однако есть значительное количество детей с отклонениями в развитии, которых нельзя отнести к «классическим», традиционным видам. Такие дети испытывают значительные трудности адаптации, обучения, развития в целом. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, у многих детей значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились новые формы отклонений и несформированности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата. В настоящее время вопрос о соотношении понятий номы и патологии является актуальным.

Страницы: 1 2


Чувство неполноценности и компенсация
Адлеру принадлежит теория о том, что у каждого человека существует определенная правомерность физического развития, т.е. у каждого человека одни органы слабее других, что делает его восприимчивым к заболеваниям именно этих органов. Например, люди страдающие аллергиями и, следовательно, имеющие ослабленные легкие, страдают частыми бронхи ...

Психологическое обеспечение педагогического процесса. Конспект урока по русскому языку (5-й класс)
Тема: Изложение по рассказу «Березка» (на подготовку и написание изложения отводится два урока). Тип урока Применение знаний на практике. Задачи: Образовательные: учить правильному и последовательному построению предложений; дать учащимся новые сведения о березе и той пользе, которую приносит это дерево; Коррекционно-развивающие ...

Практическая часть. Программы кружковых занятий по живописи
Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском творческом коллективе помогают ребенку выявить и развить свои потенциальные творческие способности, способствуют развитию художественного в ...