Механизмы развития мотивации человека
Страница 4

Исходя из представлений о социальной природе мотивации человека могут быть объяснены трудности, связанные с выделением базовых потребностей. Все потребности человека, воспитанного в человеческом обществе, изначально опосредствованы отношениями с матерью, близким взрослым, а в дальнейшем - с социальными институтами.

Остановимся на некоторых механизмах мотивации, исследованных в психологической науке. Механизм развития биологической мотивации, упоминавшийся в работах многих психологов (например, Дж.Уотсона, цит. по Вилюнас, 1990), и действующий по принципу условного рефлекса, был выделен и подробно описан В.К.Вилюнасом и назван мотивационным обусловливанием (1990). В случае мотивационного обусловливания происходит «передача эмоционального (мотивационного) значения новому содержанию» от какого-либо от одного воздействия к другому (Вилюнас, 1990, с. 50).

Ряд механизмов развития мотивации был обнаружен З.Фрейдом. Теория мотивации была сформулирована Фрейдом в труде «Влечения и их судьба», в котором постулируется наличие базовых влечений и раскрываются механизмы их динамики. Представление о динамике влечений - одно из основных положений теории Фрейда. Сексуальное влечение, являющееся базовым, допускает, наряду с непосредственной разрядкой, превращение в свою противоположность, смену объекта, сублимацию и вытеснение в бессознательное (Фрейд, 1923).

Вопрос о механизмах изменения мотивации получил развитие в теории поля К.Левина. С точки зрения К.Левина поведение личности зависит не только от ее прошлого, и не только от ее внутренних побуждений, но и исходя из наличной ситуации, складывающейся у человека со средой в данный момент. Основополагающим принципом построения теории мотивации К.Левина остался, как и у З.Фрейда, принцип восстановления нарушенного равновесия. Однако, если в понимании Фрейда источники напряжения находились внутри субъекта, К.Левин предложил рассматривать в качестве источника мотивации и все окружение личности (что в дальнейшем привело исследователей к разработке многочисленных теорий ситуативного развития мотивации). Мотивационную сферу Левин предлагал рассматривать в виде модели меняющихся состояний напряжения в различных областях структуры личности, обладающей собственной динамикой (возможностью одной области передавать напряжение в другую область). В специальных экспериментах были получены данные, которые исследователи рассматривали как подтверждение своих взглядов относительно динамики напряжения. Были тщательно проанализированы условия приобретения и утраты мотивационной силы элементами окружающей среды (Зейгарник, 1981).

Мотивациониые механизмы, обсуждавшиеся выше, могли работать без участия сознания. Мотивационным механизмом, в котором значительную роль играют процессы познания и общения, является мотивационное опосредствование: передача (или формирование) побудительной силы одного мотива другому с помощью словесной аргументации (в основном - от взрослого к ребенку), в которой новое мотивационное отношение связывается причинно-следственными отношениями с уже сформированным, имеющимся у ребенка мотивом (Вилюнас, 1990). Таким образом, в данном механизме мотивации определяющую роль играет процесс воспитания, а со стороны самой личности - общения и познания. На роль познавательных процессов в мотивации человека впервые обратили внимание представители когнитивных теорий мотивации (Фестингер, 1990). Основной акцент в данных теориях сделан преимущественно на ситуативной мотивации. Однако, если до появления когнитивных теорий роли познания в развитии мотивации человека уделялось недостаточно внимания (Хекхаузен, 1986), то психологи этого направления обратились к изучению процессов возникновения побуждений к действию как следующих за когнитивными представлениями (в частности, конфликта между ними) субъекта о сложившейся ситуации. В дальнейшем эти разработки дали начало теориям каузальной атрибуции (Келли, 1984; Weiner, 1972) и многочисленным исследованиям в рамках социальной психологии (Андреева, 2000).

Подробно разработан вопрос о мотивационных механизмах личности в теории деятельности (Леонтьев, 1971, 1975; Рубинштейн, 1989). В ней проводится четкое различение между потребностями субъекта (объективной нуждой во внешнем дополнении) и мотивом - конкретным предметом, удовлетворяющим этой потребности. В анализе деятельности выделяются отдельные сознательные цели действия, которые субъект ставит перед собой при выполнении деятельности. Цели деятельности осознаются субъектом и обычно отличны от мотивов (которые, к тому же, могут не осознаваться). Мотивы (то есть предметное содержание потребностей) подвержены динамике; даже при неизменных потребностях содержание мотивов может изменяться. А.Н.Леонтьевым был описан механизм сдвига мотива на цель, который может происходить в тех случаях, когда функции и содержание мотива передаются цели действия (Леонтьев, 1975). Образовавшийся новый мотив может стать осознаваемым, что, однако, требует от личности анализа собственной деятельности, ее динамики. (Леонтьев, 1975). Сдвиг мотива на цель и, как результат этого процесса, осознание мотива, может также способствовать дальнейшему осознанию других мотивов, решению задачи на смысл (Леонтьев, 1975).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Игра как ввд в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутрення ...

Понятие психологической структуры преступного деяния
Криминальная психология, как и криминология, не располагает достаточно полными теоретическими и эмпирическими данными о влиянии микро- и макросреды на личность преступника. Однако анализ существующей психологической литературы позволяет высказать следующие предположения: микросреда, в которой распространены пьянство, грубость, цинизм, ...

Сформированность грамматических систем
Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т ль) без изменения при этом основного .значен ...