Механизмы развития мотивации человека
Страница 1

Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать данный, содержательный, аспект мотивации человека — значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые он добровольно или по необходимости принимает на свою долю в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного. В психологическом анализе более целесообразным и продуктивным представляется другой подход, по мере возможности отвлекающийся от содержательных различий в мотивации и сосредоточивающийся на том, в какого рода образованиях она в принципе обнаруживается в индивидуальной психике, какие воздействия обеспечивают ее формирование и актуализацию, каковы закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно может быть названо механизмами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий развития человека, в отношении которых «необходимо . еще более активно изучать и описывать явления, по­зволяющие ответить на вопрос, который можно грубо сформулировать так: что в психике из чего возникает, когда и в какой последовательности?». В психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно противопоставляется динамический аспект, подчеркивающий прежде всего ее процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Однако энергия, если она не слепая, должна чем-то распределяться, процесс, как правило, является следствием взаимодействия некоторых структурных образований, короче, мотивационная динамика предполагает осуществляющие ее механизмы, которые наполняются тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, например, прежде всего процессуальный феномен, однако вполне правомерно предположение о существовании специального осуществляющего его механизма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с содержательным и динамическим еще одного аспекта мотивации — реализующих ее внутренних механизмов—представляется оправданным шагом, повышающим структурированность этой проблематики и облегчающим ее описание. Четкое определение упомянутых аспектов мотивации невозможно, так как речь идет лишь о гносеологических абстракциях, не имеющих конкретных признаков различения и неотрывных друг от друга в онтологическом проявлении. Один и тот же феномен может быть охарактеризован и как процесс, и как механизм в зависимости от контекста обсуждения; так, упомянутый процесс вытеснения имеет, с одной стороны, свой механизм, в основе которого лежит, допустим, взаимодействие эмоций, с другой—сам может рассматриваться как механизм устранения противоречий в мотивационной сфере личности. По­этому тот или иной аспект мотивации выступает на первый план в зависимости от характера стоящих перед исследователем задач. Так, если в собственно научном анализе можно в известной мере отвлекаться от содержательных различий в мотивации, полагая, что выводы из рассмотренного частного материала сохраняют силу -для аналогичных случаев, то в прикладных исследованиях, когда важно выявить, что именно мотивирует конкретных людей или их группы, такие различия могут стать центральной проблемой. Понятно, что абсолютное противопоставление выделяемых аспектов мотивации невозможно и что речь может идти лишь о том, которому из них при совместном анализе отдается преимущественное внимание. Исследование, уделяющее главное внимание психологическим механизмам мотивации, было проведено в отношении низших ее уровней, обеспечивающих удовлетворение биологических потребностей (Вилюнас, 1986).

1. Постановка вопроса о психологических механизмах мотивации возможна только при условии принципиального отказа от параллелистической трактовки психического, которая под влиянием традиций позитивизма и, в частности, физиологических концепций продолжает сохранять прочные позиции в современной психологии, причем не обязательно в явно декларируемом виде. Несмотря на отсутствие конкретных представлений об онтологической природе психического, сам факт его возникновения в биологической эволюции и те функции, которые оно выполняет в приспособлении живых существ к изменчивой среде, свидетельствуют о том, что оно представляет собой качественно новый уровень взаимодействия регулятивных процессов, обеспечивающий выработку в конкретной ситуации индивидуально-гибких, т. е. генетически целиком незапрограммированных реакций; это функциональное назначение психическое осуществляет на основе целостного отражения ситуации и потенциально возможных в ней действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Возрастные и психологические особенности личности и поведения в подростковом возрасте
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного перио ...

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозиро ...

Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция. Стиль поведения любого человека в конфликте определяет­ся: 1) мерой удовлетворения собственных интересов; 2) актив­ностью или пассивностью действий; 3) мерой удовлетворения интересов другой сторо ...