Механизмы развития мотивации человекаСтраница 3
Тенденция к возникновению гипермотивации деятельности, опосредствованной компьютером, выявляется в коммуникативной деятельности (Интернет-аддикция, обозначаемая также как зависимость от Интернета), игровой деятельности (увлечение компьютерными играми или игровая «наркомания») и познавательной (хакерство) (Бабаева и др., 2000; Turkle, 1995; Young, 1998). Бесплатное образование
Примером изменения мотивации личности в условиях активного применения информационных технологий является т.н. хакерство. Хакерство понимается нами как ярко выраженное увлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамки профессиональной или учебной деятельности (и необходимости), что подразумевает мотивационную интерпретацию этого явления. Для психологической науки хакерство представляет особый интерес как пример гипермотивации в условиях применения информационных технологий. Для практики изучение хакерства является актуальной проблемой современного общества: педагоги и родители обеспокоены увлечением компьютерами детей и подростков, а службы безопасности - постоянными атаками хакеров на системы защиты компьютеров и борьбой с компьютерными вирусами.
Несмотря на высокую актуальность, исследования хакерства затруднены целым рядом причин, в который входит быстрое изменение технологий, размытость границ хакерского сообщества, стремление хакеров к анонимности и их малая доступность и подозрительность. В литературе представлены социологические (G.R.Meyer, T.Jordan, P.Taylor), юридические (Ю.М.Батурин), криминалистические (D.Denning) и журналистские (Дж. Маркоф, К. Хефнер) исследования хакерства. В данных работах отражены и соображения о психологических характеристиках хакеров. Собственно психологических исследований имеется крайне мало. В них выделена познавательная мотивация хакерской деятельности (Turkle, 1984) и выявлен высокий уровень переживания опыта потока пользователями Интернета, в т. ч. и хакерами (Hoffman, Novak, 1997). Опыт потока понимается как особое состояние поглощенности деятельностью, в котором действие следует за действием в своей внутренней логике, а результат деятельности отходит в сознании субъекта на второй план. Как было показано в исследованиях, опыт потока возникает тогда, когда требования возникающих перед субъектом задач точно соответствуют имеющимся у него навыкам их решения (Csikszentmihalyi, 2000).
Большое внимание анализу и описанию мотивации хакерства уделяли исследователи - неопсихологи. Наряду с познавательными мотивами и мотивами, связанными с принятием и утверждением личности в социуме (самоутверждения, признания в группе и т.д.), которые могут быть объединены в группу социальных, ими были выделены следующие мотивы хакерства: анархические тенденции (Маркоф, Хефнер, 1996), любопытство, скука, удовольствие, получаемое от ощущения силы, борьба за свободу информации и зависимость от компьютеров (Taylor, 2000) и пр. С психологической точки зрения большинство из перечисленных мотивов представляют собой отрефлексированные самими хакерами и декларируемые ими знаемые мотивировки своей деятельности. Некоторые описанные в качестве мотивов знаемые мотивировки хакерства (например, зависимость от компьютеров, предпочтение взаимодействия с компьютером получению результатов, любопытство, борьба за свободу информации) преподносятся в хакерских средствах массовой информации (специальных новостных серверах, листах рассылки) как мотивы знаменитых хакеров, которым следует подражать. В дальнейшем менее опытные хакеры часто воспроизводят подобные формулировки и вербализуют их как мотивацию собственной деятельности. Таким образом, может быть отмечено значительное внимание как исследователей, так и самих хакеров к проблемам мотивации. Однако при отсутствии специальных психологических методов изучение мотивации подменяется изучением знаемых и декларируемых мотивировок хакеров (Taylor, 2000). Это делает специальное психологическое исследование мотивации хакерства особенно актуальным.
Анализ представлений о мотивации хакеров показал, что деятельность хакеров побуждается множеством мотивов, которые были объединены в три вида: познавательные (являющиеся для этой деятельности внутренними), социальные (внешние по своей природе мотивы вхождения в референтную группу, самоутверждения, принятия в группе или социуме и пр.) и мотив переживания опыта потока (процессуальный мотив).
Вопрос о развитии мотивации затрагивался многими исследователями; для некоторых из них было характерно выделять базовую мотивацию и производные мотивы, развивающиеся на ее основе. Так, в качестве базовых потребностей предлагались: Э.Толменом - витальные потребности (цит. по Нюттен, 1975), 3. Фрейдом -сексуальные потребности и агрессия (инстинкт жизни и инстинкт смерти) (Фрейд, 1923), М.И.Лисиной и Д.Б.Элькониным - потребность в общении (Лисина, 1986; Эльконин, 1960), Л.И.Божович - потребность в новых впечатлениях (Божович, 1968) и т.д. Развитие других видов мотивов (во многих концепциях называемых психогенными или вторичными, третичными и т.д.) объяснялось с помощью мотивационных механизмов, имеющих условнорефлекторную природу. Например, потребность в общении с другими людьми может развиваться у ребенка вследствие того, что между появлением матери (или другого близкого взрослого) и удовлетворением его базовой потребности (например, в новых впечатлениях) у ребенка формируется условная связь,
Говорите красиво
поддерживайте ритм ответа, постарайтесь повысить его «плотность» по мере приближения к финишу, выделяйте ритмически и интонационно ключевые вопросы и особо важные формулировки, особенно свои личные. Повторяйте основные положения, не стесняйтесь. Кроме того, если вам уже нечего сказать, а экзаменатор явно ждет продолжения ответа, повтори ...
Исследование по определению общей направленности личности
Исходя из освещаемых эмпирических задач данного исследования, следующим нашим шагом стала диагностика по определению направленности личности, для этих целей мы использовали разработанную методику Б. Басса. В ходе диагностики мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 4 и на рисунке 5, индивидуальные показатели изображен ...
Учение как специфический вид д-ти
человека
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд ...