Восприятие эмоциональных состояний других людей младшими школьниками с
умственной отсталостьюСтраница 2
Трудности испытывают дети и при соотнесении эмоциональных модальностей, изображенных на картинке с фотографиями. Число верно соединенных испытуемыми картинок не превышает четырех и варьируется от одной до четырех. Что можно объяснить поверхностным восприятием эмоционального состояния детьми, трудностью протекания аналитико-синтетических процессов при данном отклонении в развитии. Так, большинство испытуемых верно соотнесло эмоциональное состояние «страх» на картинке-схеме с фотографией, половина из них также верно соотнесло «радость» и «удивление» на картинке и фотографии. Что, скорее всего, связано с наиболее выраженными мимическими проявлениями этих эмоций.
Для оценки и выделения особенностей восприятия эмоциональных состояний необходимо также знать о том, на что обращает внимание воспринимающий субъект, для этого мы проанализировали рисунки испытуемых, полученных в ходе проведения методики «Нарисуй себя». Это связано с тем, что при восприятии экспрессии дети опираются на эмоциональную выразительность лица: локализацию мимических проявлений, что экспериментально подтверждено в исследованиях В. А. Барабанщикова [5].
В восприятии эмоций выделяются два экспрессивных паттерна: верхний (глаза, брови) и нижний (рот, область носа). В связи с этим мы выделили четыре зоны лица, наличие которых на рисунке будет нести информацию об особенностях восприятия мимических проявлений испытуемыми: глаза, брови, нос и рот (губы).
Анализ рисунков показал, что все испытуемые выделяют при восприятии выражения лица глаза и рот. Это говорит о том, что в процессе общения и восприятия эмоционального состояния человека в частности дети обращают внимание на область глаз и рта и признаки экспрессии есть в их эталонах восприятия
Результаты исследований А. А. Бодалева и А. М. Щетининой указывали на то, что чаще всего при восприятии человека сначала обращают внимание на глаза, затем на область рта, ведь именно эти области лица отражают характер и намерения человека [28, 39]. Но стоит отметить, что не все дети отобразили в своих рисунках нос и брови, которые также несут определенную информативную нагрузку о состоянии воспринимаемого человека, о его чувствах. Однако В. А. Барабанщиков пишет, что ведущие признаки экспрессии – наиболее выразительные мимические проявления – локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже – в области лба – бровей, а изменения выражения глаз без учета других зон «ничего не выражают». Этот вывод напоминает о том, что мимические изменения лица и проявляются, и воспринимаются человеком не изолированно, а как единое целое. А глаза, по его предположению, «представляют собой своеобразный смысловой центр лица, в котором как бы аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней зон лица» [5, С. 135].
Таким образом, в ходе экспериментального исследования особенностей восприятия других людей испытуемыми мы отметили следующее: название и выражение эмоций и эмоциональных состояний не закреплены в слове, дети путают эмоции, подменяя одни другими, описание переживаний и состояний человека скудно и однообразно. Субъективность и ситуативность суждений («Обижена, может, орет на кого-то или зевает», «Радость, потому что показали леденец»), что может быть следствием недостатка эмоционального опыта и опыта общения детей с умственной отсталостью, а также его непродуктивностью с первых лет жизни.
Результаты исследования показали, что эмоциональные состояния воспринимаются испытуемыми поверхностно и нечетко, они испытывают трудности в обобщении знаков экспрессии. Трудности возникли и с соотнесением фотографии и картинки-схемы, что также свидетельствует о затруднении понимания эмоционального содержания выражения лица.
Также при анализе ответов испытуемых были отмечены агрессивные тенденции, так среди причин эмоциональных состояний многие отмечали наказание, избиение, конфликтные ситуации, что может говорить о негативном восприятии и отношении к окружающим людям, не только взрослым, но и сверстникам, что может явиться одной из причин межличностных конфликтов в коллективе. Однако исследование показало, что дети опираются на выражение лица для определения эмоционального состояния и в рисунках изображают отдельные знаки экспрессии, это говорит о том, что способность к распознаванию эмоций у них имеется, но ее нужно развивать.
Так, умственно отсталым детям необходимо понимание того, к каким последствиям для окружающих приведет его поступок. А для этого учащиеся должны научиться понимать эмоциональные состояния других людей, уметь прочитать страх, недовольство, благодарность и другие чувства по экспрессивным знакам окружающих.
Последний вопрос
Последние замечания экзаменатор редко делает всерьез. Часто, задав последний вопрос, он уже берет ваш экзаменационный лист. При этом, если с вашей стороны раздаются какие-то звуковые колебания, то он ставит оценку и расписывается, особо не вникая в ответ. Решение он принял несколько секунд назад, а последний вопрос задал просто «для очи ...
Методы и методики
Основной психодиагностический метод - тестирование.
Методики:
1.
Опросник ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера
Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Бл ...
Феноменологический подход
к личности
Феноменологическое направление считает для индивида реальным то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, то такж ...