Информация » Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами » Лечебно-охранительный режим невротических больных в условиях стационара

Лечебно-охранительный режим невротических больных в условиях стационара
Страница 2

Иногда люди изменяются в определенном месте, но остается климат; говорится о "genius loci", который более постоянный, чем люди, составляющие это учреждение.

Качество "атмосферы" лучше всего определяют прилагательные "холодный" и "теплый". Холод отталкивает, человек съеживается, накладывает маску, чувствует себя натянуто, скованно, от иных его отделяет расстояние. А тепло притягивает, в тепле хорошо, свободно, движения плавные, человек чувствует себя "в своей тарелке", может сбросить маску, люди кажутся милыми и дружески настроенными. В "теплой" атмосфере превалирует позиция "до" окружения, а в "холодной" - "от" или "над" окружением; в последнем случае окружение рассматривается как предмет, человек старается руководить им и переделать по своему собственному образцу и плану.

Психиатрическое отделение носит характер небольшой группы, в которой контакт между людьми непосредственный - "лицом к лицу". Такие группы делятся на официальные и неофициальные или игровые. В первых - членов группы связывает общее задание, необходимое для исполнения, и поэтому принимаются в расчет только знания, связанные с определенным заданием (такой группой может быть медицинский коллектив). В неофициальных группах членов группы связывает их взаимный контакт, задания изменчивы и не играют важной роли, человек оценивается только как человек, а не как средство для проведения группового задания. Более важны черты личности, чем знания и способности, связанные с групповыми заданиями. В неофициальных группах можно быть самим собой, в официальных - необходимо приспособиться к предъявляемому группой заданию.

Легко догадаться, что группа психиатрического отделения относится к модели неофициальной группы.

Игра составляет тоже существенный и характерный момент в неофициальной группе. Одной из черт игры является факт, что все делается "понарошку"; можно принимать различные формы поведения, которые не могли бы быть в "серьезных ситуациях", где все становится серьезным и тяжеловесным. Игра выраженным образом контрастирует с весом психиатрических проблем больных, который превышает их силы и приводит к надлому. Падая на дно человеческого страдания, больные легче возвращаются к утраченному равновесию в этой легкой атмосфере "понарошку", чем в нормальной серьезной жизни, как человек перенесший в жизни почти все несчастья может только улыбаться.

Кроме того, игровая атмосфера позволяет испробовать различные формы поведения, в ней нет такого огромного чувства ответственности как в нормальной жизни. Ребенок в игре может быть "взрослым", подражать родителям, героям своей мечты и т.д. Этот момент пробы различных потенциальных функциональных структур составляет важный воспитательный фактор игры. В случае больных непсихотическими растройствами игровая атмосфера позволяет им попробовать различные формы поведения, вернуться к нормальной жизни, из которой они были вытолкнуты.

Уже более 30 лет тому назад в докладе Всемирной организации здравоохранения, посвященном лечению психических нарушений, было подчеркнуто, что среди различных лечебных методов наиболее важную роль играет неопределенный элемент, называемый "климатом", "атмосферой" больницы. "Климат" не может быть запланирован, ни создан приказом. Он составляет равнодействующую многих факторов, таких как взаимоотношение персонала, удовлетворение своей работой, чувство смысла и справедливого порядка, господствующего в данном учреждении и т.д. Однако самым важным из них, безусловно, остается соответственное отношение к больному, исходящее не из служебной обязанности, а из действительного эмоционального настроения. Роль врачей, особенно занимающих руководящие посты, очень существенная, ибо их отношение к больным неоднократно служит примером для остального обслуживающего персонала.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методика диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма учащихся младшего школьного возраста (Г.Ю. Айзенк)
Автор двухфакторной модели личности Г.Ю. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсии -интроверсию и нейротизм Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности: Нейротизм - х ...

Понятие творчества
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способн ...

Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе
Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ». 1. Общая организация урока. 1.1 Последовательность и распределение этапов по времени. Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов: - организационное начало урока; - повторение домашнего задания; - основной этап; ...