Анализ и обсуждение результатов
Страница 5

Проведём качественный анализ выраженности факторов у испытуемых с разным уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток», исходя из данных таблицы 9.

В равной степени у испытуемых с низким и высоким уровнем развития способности выражены факторы M («практичность – мечтательность») и Q4 («расслабленность – напряжённость»).

У испытуемых с низким уровнем развития способности на единицу выше показатели факторов A («замкнутость – общительность»), F («сдержанность – экспрессивность»), F1 (тревога), F3 (чувствительность); на две единицы выше показатели факторов N («прямолинейность – дипломатичность») и O («спокойствие – тревожность»). Это может означать, что лица с высоким уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток» более замкнуты, сдержаны, спокойны, прямолинейны и чувствительны. У испытуемых с высоким уровнем развития способности на единицу больше выражены факторы MD («адекватная самооценка – неадекватная самооценка»), B (интеллект), C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»), E («подчинённость – доминантность»), L («доверчивость – подозрительность»), Q1 («консерватизм – радикализм»), Q2 («конформизм – нонконформизм»), Q3 («низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»). Исходя из этого, можно предположить, что испытуемые с данным уровнем развития способности обладают менее адекватной самооценкой, более развитым интеллектом, более эмоционально стабильны, доминантны, подозрительны, кроме того, им свойственны такие черты, как радикализм, нонконформизм и более высокий самоконтроль. На две единицы выше у испытуемых с высоким уровнем развития способности выражены факторы I («жёсткость – чувствительность»), F2 (экстраверсия – интроверсия) и F4 (конформность). Таким образом, лица с данным уровнем развития способности, вероятно, более чувствительны и экстравертированы и менее конформны.

Кроме того, у испытуемых с высоким уровнем развития юмора как творческой способности на три единицы выше выражен фактор G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»); на четыре единицы выражен фактор H («робость – смелость»). Вероятнее всего, данные испытуемые более смелы и обладают большей нормативностью поведения, чем испытуемые с низким уровнем развития юмора как творческой способности. В таблице 10 указаны средние арифметические значения уровней развития вербальной и невербальной креативности.

Таблица 10 Средние арифметические значения вербальной и невербальной креативности у лиц с высоким и низким уровнями развития юмора как творческой способности

Среднее арифметическое значение

вербальная креативность

невербальная креативность

гибкость

оригинальность

разработанность

Высокий уровень

0,64

8,00

12,67

18,00

Низкий уровень

0,31

8,00

8,00

8,00

Исходя из данных таблицы 10, можно предположить, что испытуемые с высоким уровнем развития юмора как творческой способности обладают более высоким уровнем вербальной креативности (0,64 > 0,31) и такими аспектами невербальной креативности, как оригинальность (12,67 > 8.00) и разработанность (18,00 > 8,00). При этом уровень развития гибкости как компонента невербальной креативности, вероятно, одинаковый как для лиц с высоким уровнем, так и для лиц с низким уровнем развития творческой способности к генерации юмора. Сравним также средние арифметические значения уровня развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях (таблица 11).

Таблица 11 Средние арифметические значения способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях у лиц с высоким и низким уровнями развития творческой способности к генерации юмора

Среднее арифметическое значение

Высокий уровень

2,3

Низкий уровень

2,3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы психологических позициях. Так вот, какое-либо событие может стать предметом конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию, если ...

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы ...

Гуманистическая психология
Существующие на сегодняшний день теории личности можно условно разделить на три большие группы. I – психодинамические теории: представляют человека в свете интрапсихических и инстинктивных процессов: (психоанализ). II – бихевиоральное направление – понимает человека как безвольный и послушный результат влияния окружающей среды. Главным ...