Анализ и обсуждение результатовСтраница 5
Проведём качественный анализ выраженности факторов у испытуемых с разным уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток», исходя из данных таблицы 9.
В равной степени у испытуемых с низким и высоким уровнем развития способности выражены факторы M («практичность – мечтательность») и Q4 («расслабленность – напряжённость»).
У испытуемых с низким уровнем развития способности на единицу выше показатели факторов A («замкнутость – общительность»), F («сдержанность – экспрессивность»), F1 (тревога), F3 (чувствительность); на две единицы выше показатели факторов N («прямолинейность – дипломатичность») и O («спокойствие – тревожность»). Это может означать, что лица с высоким уровнем развития способности к генерации «консервированных шуток» более замкнуты, сдержаны, спокойны, прямолинейны и чувствительны. У испытуемых с высоким уровнем развития способности на единицу больше выражены факторы MD («адекватная самооценка – неадекватная самооценка»), B (интеллект), C («эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»), E («подчинённость – доминантность»), L («доверчивость – подозрительность»), Q1 («консерватизм – радикализм»), Q2 («конформизм – нонконформизм»), Q3 («низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»). Исходя из этого, можно предположить, что испытуемые с данным уровнем развития способности обладают менее адекватной самооценкой, более развитым интеллектом, более эмоционально стабильны, доминантны, подозрительны, кроме того, им свойственны такие черты, как радикализм, нонконформизм и более высокий самоконтроль. На две единицы выше у испытуемых с высоким уровнем развития способности выражены факторы I («жёсткость – чувствительность»), F2 (экстраверсия – интроверсия) и F4 (конформность). Таким образом, лица с данным уровнем развития способности, вероятно, более чувствительны и экстравертированы и менее конформны.
Кроме того, у испытуемых с высоким уровнем развития юмора как творческой способности на три единицы выше выражен фактор G («низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»); на четыре единицы выражен фактор H («робость – смелость»). Вероятнее всего, данные испытуемые более смелы и обладают большей нормативностью поведения, чем испытуемые с низким уровнем развития юмора как творческой способности. В таблице 10 указаны средние арифметические значения уровней развития вербальной и невербальной креативности.
Таблица 10 Средние арифметические значения вербальной и невербальной креативности у лиц с высоким и низким уровнями развития юмора как творческой способности
|
Среднее арифметическое значение | ||||
|
вербальная креативность |
невербальная креативность | |||
|
гибкость |
оригинальность |
разработанность | ||
|
Высокий уровень |
0,64 |
8,00 |
12,67 |
18,00 |
|
Низкий уровень |
0,31 |
8,00 |
8,00 |
8,00 |
Исходя из данных таблицы 10, можно предположить, что испытуемые с высоким уровнем развития юмора как творческой способности обладают более высоким уровнем вербальной креативности (0,64 > 0,31) и такими аспектами невербальной креативности, как оригинальность (12,67 > 8.00) и разработанность (18,00 > 8,00). При этом уровень развития гибкости как компонента невербальной креативности, вероятно, одинаковый как для лиц с высоким уровнем, так и для лиц с низким уровнем развития творческой способности к генерации юмора. Сравним также средние арифметические значения уровня развития способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях (таблица 11).
Таблица 11 Средние арифметические значения способности к генерации юмора в социальных взаимодействиях у лиц с высоким и низким уровнями развития творческой способности к генерации юмора
|
Среднее арифметическое значение | |
|
Высокий уровень |
2,3 |
|
Низкий уровень |
2,3 |
Принципы индивидуальной
психологии
1. Целостность. Адлер считал, что психика человека представляет собой единую самосогласующуюся сущность. Отсюда Адлер вывел понятие «индивидуальность», т.к. в латыни «individium» означает «неделимый». Адлер считал, что никакое психическое явление нельзя рассматривать в отрыве от личности в целом. Поэтому целью индивидуальной психологии ...
Этапы, методы и методики исследования
Опытно-экспериментальное исследование состоит из следующих этапов:
1) этап констатирующий, на котором производится диагностика первоначального состояния;
2) формирующий этап - это этап, при котором создаются условия корректировки проблем, обнаруженных на первом этапе;
3) контрольный этап - проверяется эффективность формирующего этапа ...
Когнитивная психология
(Джордж Келли). Личностный конструкт
Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание ...

