Приложения
Страница 1

Приложение 1

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова

Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Тест опросника:

Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

Взрослых детей раздражает забота родителей.

Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

Больному человеку можно помочь даже словом.

Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

Я равнодушен к критике в мой адрес.

Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

Родители относятся к своим детям справедливо.

Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

В детстве я приводил домой кошек и собак.

Все люди необоснованно озлобленны.

Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
Борис Михайлович Теплов родился 20 октября 1896 г. в Туле, где и провел детские и юношеские годы. В 1914 г. он поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета, но учеба была прервана службой в армии. В результате закончить университет ему удалось только в 1921 г. Кроме университета, в 1921 г. ...

Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют со­бой динамические аспекты всех его видов деятельности, харак­теризуют особенности протекания психических процессов, име­ют более или менее устойчивый характер, сохраняются в тече­ние длительного времени, проявляясь вскоре после ...

Сопоставительный анализ полученных результатов.
При сопоставлении полученных показателей мы получили следующую картину соотнесения статуса объекта и уровня его самооценки (рис. 7). Рис. 7. Общегрупповое сопоставление показателей статуса и самооценки. Для получения более детальной количественной характеристики скоррелируем между собой полученные показатели. При этом мы используем ...